Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:

Статьи

31.05.2024

Банкротные споры могут принести в казну минимум 50 млрд руб. в год.

подробнее

Публикации

Особенности взыскания судебных расходов в деле о банкротстве. 18.07.2024 Особенности взыскания судебных расходов в деле о банкротстве.

В силу особой специфики банкротных споров при взыскании судебных расходов необходимо учитывать как нормы процессуального законодательства (АПК РФ), так и положения закона о банкротстве (ст. 223 АПК РФ).

подробнее
/news/9629/
Аккредитация на электронных торговых площадках, услуги агента. WhatsApp: +7 968 771-34-72

Новости

ЛЕНТА НОВОСТЕЙ
Июль 2024
gif
пн вт ср чт пт сб вс
01 02 03 04 05 06 07
08 09 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31 01 02 03 04
gif

Украина. "Доступное" жилье и недоступная ипотека

Украина. "Доступное" жилье и недоступная ипотека

Строительная отрасль в этом году очень сильно просела. Люди, которые стоят "у руля" страны, должны либо сказать откровенно, что денег застройщикам в ближайшие пять лет не дадут, либо как-то повлиять на Нацбанк. А чиновников нужно отправить инспектировать недострои.

Об этом в интервью журналисту ЛІГАБізнесІнформ заявил заместитель главы комитета ВР по вопросам строительства, региональной политики и жилищно-коммунального хозяйства, заместитель главы Украинской строительной ассоциации (УБА) Игорь Лысов.

- Игорь Владимирович, что реально делается для того, что вывести отрасль из кризиса?

- Сегодня, к сожалению, многие законы из тех, которые мы приняли в сфере строительства, не работают. Для того, чтобы облегчить жизнь застройщикам и как-то наладить ситуацию в строительной отрасли, мы идем тремя путями. Во-первых, пытаемся усовершенствовать те законодательные нормы, которые уже приняты и действуют. Во-вторых, упростить согласование строительных процедур, сократить сроки строительства и процедуру сдачи объекта в эксплуатацию, но чтобы при этом не пострадало качество работ. И в-третьих - ускорить создание планов развития территорий.

Поэтому речь идет о кардинальном реформировании разрешительной системы, направленной на существенное сокращение сроков и упрощение процедур, которые необходимо пройти инвестору в процессе проектирования, строительства и ввода недвижимости в эксплуатацию. Посмотрите, что происходит: более 320 строительных проектов находятся на рассмотрении больше года. Это те проекты, под которые выделены участки, но не дано разрешение на строительство.

- Снизятся ли цены на жилье в результате этих нововведений?

- Для того, чтобы снизились цены на жилье, мы это все и разрабатываем. Кроме того, сейчас разрабатывается программа доступного жилья, для строительства которого будут применены самые высокие технологии и дома будут экономичны по стоимости. Затраты заказчика на строительство таких домов будут сокращены на 30-40% . Дома будут не выше 9 этажей. Проведение тепло- и водоснабжение на территорию и в объекты будет проводиться непосредственно владельцами инжинерных сетей.

Объекты соцкультбыта (детские сады, поликлиники, дороги и т.д., - ред.) должны строиться за счет местных бюджетов, а не за счет строительных организаций. Таким образом, для людей, которые стоят на квартирном учете, цены будут без нагрузок в виде расходов на инженерные сети и объекты соцкультбыта. Заниматься этим всем будут руководители районных и областных центров.

- Когда люди смогут реально получить жилье, о котором Вы говорите?

- Нормативный срок строительства объектов, о которых идет речь, составляет от 9 до 12 месяцев. Единственным инвестором выступают сами люди. На сегодняшний день каждый руководитель на местах должен выяснить, что и сколько нужно построить у него в районе или области, утвердить проектные решения и обеспечить правильный финансовый подход: или найти средства в местном или государственном бюджете, или же обратиться в Национальный банк и взять краткосрочные кредиты на строительство объекта.

- Вы лично как считаете? Сколько для этого нужно времени?

- Разработанная нами программа рассчитана на 7 лет. За этот срок мы должны освоить порядка 260 млрд.грн. Это деньги возвратные. И мы построим 50 млн. кв. м жилья. Этим практически полностью будет снята вся социальная острота проблемы.

- Вы затронули тему ипотеки. Игорь Владимирович, почему, по-вашему, у нас до сих пор нет нормального ипотечного кредитования застройщиков?

- У нас не работает Закон N800. Люди, которые находятся у руля, должны понимать, что от них ждут какого-то решения. Они должны либо сказать откровенно, что денег застройщикам в ближайшие 5 лет не дадут. И тогда мы начнем думать, как выкручиваться. Либо как-то повлиять на правление Нацбанка. Ведь у коммерческих банков куча денег, но они не могут их выдать из-за ограничений Нацбанка. А Владимир Семенович (глава НБУ Владимир Стельмах, - ред.) на каждом совещании говорит о том, что на строительство денег не даст, а лучше даст аграриям.

Я считаю, что по тем процентам, которые есть, и на тех жестких условиях, на которых ее выдают гражданам, ипотека не пойдет. Ставка 16% годовых - это слишком много. И это я вам говорю из опыта строителя.

Государство должно обеспечить такие условия, чтобы в стране работал лозунг: "Работающий человек не может быть бедным". А у людей сейчас едва хватает средств, чтобы прокормиться. Я думаю, 90% людей в стране живет именно так. Они не думают ни про ипотеку, ни по недвижимость.

Я делал запрос о том, почему не работает Закон N800 еще Президенту Ющенко. Он меня направил к Тимошенко, а Юлия Владимировна сказала, что она делает все, что может, но Нацбанк ее не слушается. Теперь спрашиваем то же самое у Азарова.

- Так что же нужно сделать, чтобы ипотека у нас все-таки была и была доступной?

- Мое личное мнение: я бы поменял руководство Национального банка. Потому что совершенно не двигаются. Ведь деньги в строительство не идут, а те, что дает государство - используются неэффективно. Посмотрите, что получается: Фонд молодежного строительства получает деньги, но вместо того, чтобы тратить их на развитие инженерных сетей, он их дает напрямую людям.

Деньги, которые дает государство, должны идти на снижение стоимости земли и коммуникаций, а не конкретным людям. Потому что этих денег хватит либо на 100 конкретных человек, либо – на удешевление тысячи квартир.

- Игорь Владимирович, но Вы же понимаете, что даже то жилье, которое называют "доступным", для большинства украинцев получить попросту нереально?

- Я уже не раз об этом говорил. Но вот хочу обратить ваше внимание хотя бы на такой факт. Застройщики отдают городу начисления на развитие инфраструктуры, и эти начисления входят в стоимость квадратного метра. Инвесторы, покупающие квартиру в новом доме, сразу платят за детские садики, поликлиники и дороги возле дома. Но город их не строит. Почему с этой проблемой идут к застройщику, а не к городским властям, ведь именно они за это отвечают? Деньги приходят в бюджет города, но никто не спрашивает, почему не строят детские сады и парки. Городу не выгодно строить детские сады и площадки - на них не заработаешь.

И еще скажу. Я на собственном примере решил показать, как можно строить доступное жилье. Вот подписали Закон "О внесении изменения в статью 4 Закона Украины "Об использовании земель обороны" (относительно строительства жилья для военнослужащих и членов их семей)". Суть его в том, что земли обороны могут использоваться для строительства объектов социально-культурного назначения, жилья для военнослужащих, а также для строительства социального и доступного жилья. На сегодняшний день у меня есть проект построить 400 тыс. кв. м по продажной цене около 6,5 тыс.грн. за кв.м. Дома будут 9-10 этажей. Я хочу провести такой эксперимент и показать результат уже к концу 2011 года.

- А какова на сегодняшний день ситуация с недостроями?

- По моей инициативе создана рабочая группа Кабмина. Но лично я бы исследовал каждый объект индивидуально. Вот я бы программу "Доступное жилье" отправил на эти (недостроенные, - ред.) объекты. Потому что раз инвестор пошел и вложил деньги, а застройщик не может достроить дом, то государство может забрать объект себе и достроить за средства программы "Доступное жилье" и раздать эти квартиры по программе 30 на 70 (программа для стоящих на квартирном учете, при которой 30% стоимости нового жилья оплачивает будущий собственник, а оставшуюся часть - государство, - ред.).

- Но для этого нужно как минимум проинспектировать каждый объект...

- У нас что, чиновников мало? В стране 6 тысяч недостроев.

Кроме того, я не давал бы денег заказчику, а дал бы деньги и нормативные сроки исполнительной местной власти. Но заметьте: если бы не был принят Закон N800, и не было бы отсрочки по выплатам, а у людей были бы права потребовать деньги назад, то у нас бы уже было очень много "Элитоцентров".

В нормально работающей схеме не нужны ни лишние посредники, ни какие либо другие "надстройки". Существует три звена цепочки: банк, застройщик и покупатель – все. Банк будет контролировать целевое использование средств застройщиком, а застройщик, если его квартиры не будут продаваться, будет снижать цены, чтобы вернуть кредит.

Регулировка цен - это исключительно прерогатива рынка. А ставить какую-то среднюю стоимость, пытаться влезть в рынок, это… Именно поэтому и возникли у нас лишние структуры, комитеты.

- Объемы строительства в этом году будут ниже или все же на уровне прошлого, кризисного года?

- Я уверен, что будут намного ниже 2008 года. Им неоткуда взяться. Доверие инвесторов не появилось, покупательская способность – тоже. Как бы себя чиновники не били в грудь, я считаю, что строительную отрасль сильно подкосили.

Строительство – длительный и капиталоемкий процесс. В кризис не начинались новые стройки. Да и сейчас доверие инвесторов еще не появилось, покупательская способность – тоже.

- Насколько упали объемы?

- Ну, если будут узаконивать самострои, то частное строительство немного подтянет показатели Госкомстата. Но и узаконить (самовольно возведенное жилье, - ред.) сейчас очень тяжело.

- Ваша компания ("Лико-Холдинг") попала в перечень компаний, которые смогут получить льготное кредитование на достройку жилых объектов. Вы можете это прокомментировать?

- Я читал эту информацию. Но должен вам сказать, что никаких кредитов мы не получим. Банки требуют очень четкие и большие залоги, у нас на такие суммы залогов нет. Понимаете, нужно открыть кредитную линию на 100 или 200 млн.грн., а под эту сумму мы дать залога не можем. Поэтому то, что компания попала в этот перечень, спасибо, но недострои мы завершаем сами. У нас и военные, и Фонд молодежного строительства – все покупают квартиры и проблем со сбытом нет.

- Как сейчас обстоят дела в компании?

- Во время кризиса у нас немного упали темпы строительства. Но сейчас заложены 4 новых дома. В разработке находятся 7 площадок. В этом году планируем сдать 75 тыс. кв.м. (в прошлом было 36 тыс. кв.м.), а в следующем – 120 кв.м.

Яна Довгань
Источник: ЛIГАБiзнесIнформ


Возврат к списку


Позвоните нам бесплатно
Сегодня 22.7.2024

Оборудование, машины

Рынок криптовалют

20.07.2024 Electronic Money Institution (EMI)— это лицензия на эмиссию электронных денег, это практически банк, но только без права выдачи кредитов.

Electronic Money Institution (EMI) . Относится к классу лицензий Financial Institution. Альтернативное название: лицензия E-Wallet. Лицензия позволяет открывать суб-счета клиентам внутри собственного банковского счета и создавать, таким образом, “электронный кошелек”.

подробнее