Новости
ЛЕНТА НОВОСТЕЙ: 2019-03-15 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Январь 2019 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Дефицит жилья отменяется. Власти нашли способ обойти завышенную кадастровую стоимость земли
За последний месяц произошел целый ряд событий, который позволяет утверждать, что дефицит нового жилья, о котором не устают твердить многие участники рынка новостроек, отменяется. Более того, принимая во внимание происходящие процессы, специалисты аналитического центра "Индикаторы рынка недвижимости" полагают, что уже со следующего года объемы строительства начнут расти, как в целом по России, так и в Москве.Кадастровая стоимость
С приходом кризиса основная опасность для строительного рынка состояла даже не в сложности привлечения финансирования, а в неадекватно завышенной кадастровой оценке земли, произведенной в большинстве регионов России к началу 2008 года. В соответствии с российским законодательством, региональные и федеральные власти могут продавать землю и сдавать ее в аренду, в том числе под строительство жилья, только исходя из кадастровой стоимости земли. При этом кадастровая переоценка, в соответствии с российским законодательством, может быть проведена не ранее, чем через 3 года после предыдущей оценки, то есть для многих Регионов, в том числе и для Москвы, не ранее 2011 года.
До кризиса 2008 года всем казалось, что недвижимость будет дорожать вечно. В этом смысле девелоперы и застройщики, усердно поддерживая данный миф, по сути, сами загнали себя в угол. Так при проведении кадастровой оценки земли в 2007-2008 годах расчеты проводились исходя из предположения, что недвижимость, а значит и земля, будут дорожать как минимум вплоть до 2012 года. В итоге, 1 кв. м. московской земли, исходя из ее средней кадастровой стоимости, стоит сейчас примерно в 135 тыс. руб. Апогеем абсурдности столь завышенных цен стала оценка стоимости строительства Четвертого транспортного кольца (ЧТК), которая оказалась сопоставима со стоимостью строительства Большого адронного коллайдера. Аналитический центр www.irn.ru привел соответствующие расчеты в статье "Стоимость строительства ЧТК может снизиться вдвое", показав, как стоимость земли приводит к астрономическим цифрам.
В результате, с приходом кризиса и снижением цен на квартиры в Москве и в других городах России примерно на треть, строить на участках, приобретенных по кадастровой стоимости, стало не выгодно. Например, по информации правительства Москвы, себестоимость 1 кв. м жилья эконом-класса в столице с учетом всех затрат, включая стандартную отделку, составляет порядка 45 тыс. руб. Если исходить из того, что на 1 га земли в Москве возводится обычно около 20 тыс. кв. м жилья, то это добавит к каждому квадратному метру по 67,5 тыс. руб. В итоге, полная себестоимость строительства жилья с учетом стоимости земли составит 112,5 тысяч рублей за метр. Поэтому понятна позиция ряда девелоперов, которые заявляли, что строить и продавать квартиры в Москве дешевле 100 тыс. руб. за метр просто нерентабельно, а значит, стройки остановятся.
Это обстоятельство и стало одной из существенных проблем для застройщиков с приходом кризиса. Найти кредитование или финансирование строительства хоть и стало сложно, но все же решаемо. Так при наличии средств у банков, инвестиционных фондов, а также при немалом количестве инвесторов и бизнес-структур, желающих войти на рынок недвижимости, деньги под перспективный проект вполне реально привлечь, хоть и не на таких выгодных условиях, как до кризиса. А как показал пример новостроек в Марфино, многие готовы купить квартиру в Москве по ценам 70-90 тыс. руб. за метр, что позволяет финансировать строку за счет продаж.
Но основная проблема по-прежнему состояла в достижении положительной рентабельности по проекту. Как при заметном снижении цен для покупателей или привлечении более дорогих, нежели ранее, кредитных денег, вывести строительный проект в плюс при неадекватно завешенной стоимости земли? Вполне очевидно, что как застройщики, так и местные власти, стали искать способы обойти или досрочно изменить неактуальную в нынешних экономических условиях завышенную кадастровую оценку земли. Об одном из таких прецедентов, имевшем место в регионах еще в 2009 году, аналитический центр www.irn.ru писал в статье "Объемы строительства жилья вскоре могут заметно возрасти".
Досрочный пересмотр кадастровой стоимости
Впрочем, в этом году московские власти, похоже, решили разобраться с проблемой завешенной кадастровой оценки основательно. Так в начале марта правительство Москвы сообщило, что намерено реализовать программу "Развитие земельной реформы в Москве на 2010-2012 годы". По заявлению начальника управления департамента земельных ресурсов правительства города Москвы Игоря Шустова, сделанному им на заседании комиссии Мосгордумы по госсобственности и землепользованию, за счет разработки проектов межевания земельных участков с последующим вынесением этих проектов на публичные слушания удастся "повысить эффективность использования земли, выявить неиспользованные городские земли и вовлечь их в хозяйственный оборот, а также создать механизм регулирования земельных отношений для рационального использования земель".
В данном случае важно, что факт нового межевания позволит произвести пересмотр кадастровой стоимости земли раньше, чем это было запланировано по федеральному законодательству. Ведь пересмотр кадастровой стоимости земельных участков позволяется производить не ранее 3 лет, если границы земельных участков не менялись в течение этих трех лет. А если было проведено новое межевание, то старая кадастровая стоимость земли уже оказывается, по факту, неадекватной, так как она была высчитана в свое время для земельного участка, которого после нового межевания просто нет в природе.
Эту логику подтвердил и сам Игорь Шустов. "Основными мероприятиями программы станут проведение кадастровой и стоимостной оценки городской земли", – цитирует начальника управления департамента земельных ресурсов правительства города Москвы ИА "Интерфакс". Кроме того, по словам г-на Шустова, подобная логика уже проводится в жизнь. Так, по его данным, в течение 2009 года были подготовлены проекты разделения, то есть нового межевания, земельных участков 80 жилых кварталов столицы на территории общей площадью порядка 1,7 тыс. га. Получается, что правительство Москвы уже обладает на данный момент земельными участками, на которых можно построить при стандартной плотности застройки порядка 34 млн. кв. м жилья.
Вопрос в том, в каком объеме эта земля будет поступать под застройку, каковы обременения этой земли и по какой стоимости правительство Москвы может предложить ее девелоперам. Ответ на последний вопрос косвенно Игорь Шустов тоже дал. По его словам, за 2009 год в Москве Департаментом земельных ресурсов столичного правительства на основании распорядительных документов и во исполнение решений судов заключено 320 договоров купли-продажи земельных участков с физическими и юридическими лицами. Общая площадь проданных земельных участков составила 166 га, а объем выручки от продажи этих земельных участков – 4 млрд. руб. Таким образом, 1 кв. м. земли в Москве был продан правительством Москвы в среднем чуть более чем за 2,4 тыс. руб. против 135 тыс. руб. средней кадастровой стоимости.
Соответственно, при стандартной московской плотности застройки порядка 20 тыс. кв.м. на гектар, такая стоимость земли добавит к каждому квадратному метру жилья всего 1,2 тыс. руб. Если исходить из приведенной выше оценки себестоимости строительства 1 кв. м жилья в 45 тыс. руб., то окончательная себестоимость составит 46,2 тыс. руб. При таком раскладе новостройки в Москве вполне можно продавать не только по 70 тыс. руб. за 1 кв.м., но и даже дешевле.
Дешевая земля от федерального Фонда
При этом активность правительства Москвы в части желания поскорее освоить незастроенные земельные участки тоже можно понять. Ведь у него появился серьезный конкурент в виде Федерального фонда содействия развитию жилищного строительства (ФФСРЖС). Так, директор ФФСРЖС Александр Браверманн, выступая на торжественной церемонии награждения победителей конкурса "Дом ХХI века", заявил, что к концу марта будут готовы данные о всех земельных участках во всех субъектах Российской Федерации, которые не включены в планы субъектов Российской Федерации по вовлечению этих участков в оборот.
"Вместе с субъектами мы проведем еще одно дополнительное совещание, еще раз узнаем, есть ли у них планы по бюджетному или внебюджетному освоению участков, и по тем участкам, в отношении которых таких планов нет или они находятся вне обозримой перспективы и не подкреплены документами, мы будем помогать субъектам вовлекать их в оборот через ФФСРЖС", – цитирует Александра Браверманна пресс-служба фонда.
И региональным властям есть чего опасаться. ФФСРЖС уже доказал свою эффективность. Фонд продал 4 земельных участка в Москве общей площадью 40,1 га. По итогам торгов, общая стоимость этих участков составила 2,1 млрд. руб. или порядка 5,3 тыс. руб. за 1 кв. м. земли, что также на порядок ниже кадастровой стоимости. Справедливости ради, следует отметить, что ФФСРЖС не занимается благотворительностью. Дело в том, что застраиваться эти участки будут не многоэтажным жильем. Общий объем введенной в строй жилой недвижимости на московских участках, проданных ФФСРЖС, должен составить порядка 180 тыс. кв. м., т.е. примерно 0,5 кв. м жилья на 1 кв. м земли или примерно 5 тыс. кв.м. на гектар. Как уже отмечалось выше, стандартная плотность застройки в Москве составляет порядка 2 кв. м жилья на 1 кв. м земли или около 20 тыс. кв.м. на гектар.
По сути, плотность застройки, предложенная ФФСРЖС сопоставима с плотностью малоэтажной застройки. Ей соответствуют коттеджные поселки, таунхаусы или 5-7 этажные квартирные дома. Примером такой застройки низкой плотности в Москве является район Куркино. И такой подход Фонда не удивителен, ведь общий посыл президента России Дмитрия Медведева заключается именно в активизации и расширении малоэтажного строительства.
Таким образом, ФФСРЖС показал, что может изымать и вводить в оборот участки на вполне рыночных основаниях не только в отдаленных от федерального центра регионах, но и в столице. При этом торги по участкам, выставленным на продажу ФФСРЖС, проходят с ажиотажем. Так, первоначальная цена вырастает минимум в 1,5 раза, а по некоторым участкам – в десятки раз. Поэтому вполне естественна активизация правительства Москвы по вовлечению в оборот "подвисшей" земли. И даже если находящие в работе у московских властей 1,7 тыс. га земли будут застраиваться не многоэтажными домами, а с низкой плотностью застройки (не более 5 тыс. кв.м. на гектар), то это все равно даст рынку еще 9 млн. кв.м. А это двухгодичный объем новостроек по докризисным показателям, когда ежегодно в Москве вводилось по 4,5-5 млн. кв.м.
Проще говоря, хоть Москва и не "резиновая" но, по крайней мере, на ближайшие 10 лет земли под застройку, реконструкцию и редевелопмент даже в столице более чем достаточно. В частности, следует отметить, что в генплане уже запланированы территории для строительства до 2025 года около 70 млн. кв.м. жилья, то есть прежними темпами по 5 млн. кв.м. в год. Это и снос пятиэтажек, и вывод промзон, и реконструкция ветхого жилья и др. Еще больше потенциальной земли под застройку в других городах и регионах России. И если все прежние годы, когда все дорожало неадекватными темпами, землю придерживали, как и построенное жилье, всячески затягивали сроки на всех этапах освоения площадок, то теперь времена изменились.
С одной стороны, просевшие цены на жилье требуют у местных властей умерить аппетиты и снижать кадастровую оценку земли теми или иным способами. Дефицит местных бюджетов требует так или иначе продавать землю застройщикам. А последовательный вектор федеральной власти на создание доступного жилья привел к появлению ФФСРЖС, который уже составляет заметную конкуренцию местным властям, выставляя на аукционы землю под строительство, причем не только на периферии, но и в московском регионе. Таким образом, как уже не раз отмечал аналитический центр www.irn.ru, в ближайшие годы дефицит земли под жилищное строительство сменится ее избытком, что с небольшим лагом повторится и на рынке новостроек. Застройщики получат возможность зарабатывать не на сверхприбыли, а на объемах, это не позволит ценам взлететь, а может сбить их еще больше, а население, наконец, сможет покупать жилье по разумным ценам.
Источник: IRN.RU
Позвоните нам бесплатно
Новые предложения
180.000.000 Руб
Москва 3080Сегодня 1.11.2024
Продажа Акций
217.786.000 Руб
Москва 2145Оборудование, машины
Блоги
Федеральный закон от 11.03.2024 № 45-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – «Закон»), которым установлен ряд базовых положений об использовании цифровых финансовых активов (ЦФА) для исполнения внешнеторгов
Закон устанавливает, что в качестве встречного предоставления за товары (работы, услуги), информацию...