Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:

Статьи

31.05.2024

Банкротные споры могут принести в казну минимум 50 млрд руб. в год.

подробнее

Публикации

С первого июля 2024 года вступят в силу новеллы закона о приватизации. 18.06.2024 С первого июля 2024 года вступят в силу новеллы закона о приватизации.

Поправки внесены в закон о приватизации Федеральным законом от 06.04.2024 № 76-ФЗ. С первого июля 2024 года минимально допустимая цена госимущества заменит способ приватизации без объявления цены. Способ будет использоваться, если никто не купил объекты в рамках публичного предложения.

подробнее
/interview/713808/
Аккредитация на электронных торговых площадках, услуги агента. WhatsApp: +7 968 771-34-72

Интервью

Законопроект прямо закрепляет обязательство концедента возместить дополнительные расходы и компенсации недополученных доходов

Чиновники изменят правила государственно-частного партнерства, они снижают риски для инвесторов и помогут запустить новые проекты.

Инвесторы дождались изменений в законы о концессиях и государственно-частном партнерстве (ГЧП). Минэкономразвития закончило подготовку такого законопроекта и направило его на согласование другим ведомствам, а также для обсуждения экспертам. «Ведомости» ознакомились с его копией, ее подлинность подтвердили несколько участников экспертного совета по развитию ГЧП при Минэкономразвития.

Всего в России заключено 3000 концессионных соглашений на общую сумму 1,7 трлн руб., оценивало в начале года Минэкономразвития. Законопроект повысит привлекательность ГЧП и позволит привлечь частные инвестиции, рассчитывает замминистра экономического развития Михаил Расстригин. Доволен поправками и рынок. Законопроект решает много содержательных и процедурных проблем, говорит советник Square Patton Boggs Константин Макаревич, рынок эти изменения ждал давно. Они снижают риски для инвесторов и помогут запустить новые проекты.

Одна из главным проблем, которую решает законопроект, – как определить грань между концессиями и госзаказом. Проблема возникла во время «башкирского дела», когда в 2017 г. Федеральная антимонопольная служба сочла, что концессия на строительство дороги Стерлитамак – Магнитогорск похожа на обычную госзакупку из-за полной компенсации инвестору расходов из бюджета. И хотя суд встал на сторону инвестора, внести окончательную ясность и защитить инвесторов от подобных рисков должно было законодательное разграничение, призывали юристы.

Для этого в поправках Минэкономразвития предлагает закрепить в законе понятия капитального гранта (платежи государства инвестору на этапе строительства) и плату концедента (возмещение затрат из бюджета уже на этапе эксплуатации). Сейчас они активно используются и в деловой, и в судебной практике. Капитальный грант должен быть ограничен 75% расходов на создание и реконструкцию объекта концессионного соглашения. А плату концедента можно начать выплачивать после завершения строительства в течение не менее чем пяти лет. Закреплено в законе может быть и понятие минимальной гарантированной доходности инвестора – деньги, которые он получит, если доходы от эксплуатации построенного объекта окажутся ниже запланированных минимальных доходов, о которых инвестор договорился с государством. Может применяться один инструмент или сразу несколько ‒ таким образом, возможно и полное возмещение расходов инвестора из бюджета с доходностью.

Еще одна гарантия для инвесторов – возможность включить в соглашение с государством режим особых обстоятельств (например, если возникли непредвиденные дополнительные расходы). Если такие обстоятельства наступят, инвестор сможет претендовать на дополнительные выплаты, в том числе от государства. Стороны смогут урегулировать в соглашении последствия наступления таких обстоятельств, пересчитать сроки, но самое важное ‒ законопроект прямо закрепляет обязательство концедента возместить дополнительные расходы и компенсации недополученных доходов, объясняет руководитель российской практики в области ГЧП Dentons Владимир Килинкаров. Сейчас есть риски, что такие компенсации будут признаны незаконными.

Гарантии получат и инициаторы, предложившие и проработавшие проект. Если они проиграют конкурс, победитель должен будет оплатить их расходы на подготовку проекта. Но решение остается за организатором конкурса – такое условие должно быть предусмотрено в конкурсной документации. Предельный размер компенсаций определит правительство. А к заявкам о готовности других интересантов устанавливаются требования, аналогичные требованиям к заявителю, например о подтверждении своей финансовой состоятельности, говорит партнер адвокатского бюро «Качкин и партнеры» Денис Качкин. Сейчас, после размещения предложения инициатора на сайте торгов, любой мог такую инициативу «снести» и обратить в конкурсную процедуру, рассказывает Качкин. Это должно защитить частные инициативы инвесторов.

Тем же, кто проиграет конкурс, задаток должен быть возвращен за пять рабочих дней. А сам задаток будет ограничен 5%. Концессионеры уже пытались обжаловать излишне суровые требования к размеру задатка в суде. Право организатора торгов самому устанавливать его не должно ограничивать конкуренцию, приводилась позиция инвестора в решении суда по одному из таких дел.

Законопроект должен быть принят как можно скорее, но все еще нужны точечные правки, говорят опрошенные «Ведомостями» эксперты. В том числе они предлагают полностью исключить из закона понятие «примерных соглашений». Вопросы об их использовании возникают регулярно, особенно у концедентов без большого опыта в концессионных проектах, рассказывает партнер P&P Unity Семен Мокин. Но сами соглашения не соответствуют практике, не защищают инвестиции, а иногда откровенно противоречат действующему законодательству, говорит он.

Также необходимо разрешить проекты с участием нескольких публичных партнеров, считает исполнительный директор департамента инфраструктурных проектов и ГЧП «Газпромбанка» Мария Скрябина. Это позволило бы разным регионам объединяться для строительства дорог, которые проходят по их территории, объясняет она. Нужно предусмотреть и возможность заключать трехсторонние концессионные соглашения (например, муниципальные с участием региона, региональные с участием федеральных властей) по желанию сторон, предлагает Мокин. И предусмотреть переходные сроки, чтобы изменения не навредили уже текущим проектам и тем, которые будут запущены в ближайшее время, говорит партнер EY Илья Скрипников.

Автор(ы): Ольга Адамчук / vedomosti.ru


Возврат к списку

Позвоните нам бесплатно
Сегодня 20.7.2024

Оборудование, машины

Рынок криптовалют

20.07.2024 Electronic Money Institution (EMI)— это лицензия на эмиссию электронных денег, это практически банк, но только без права выдачи кредитов.

Electronic Money Institution (EMI) . Относится к классу лицензий Financial Institution. Альтернативное название: лицензия E-Wallet. Лицензия позволяет открывать суб-счета клиентам внутри собственного банковского счета и создавать, таким образом, “электронный кошелек”.

подробнее