Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:

Экспертное мнение

ФССП не исключает наделения арбитражных управляющих полномочиями приставов 17.05.2019 ФССП не исключает наделения арбитражных управляющих полномочиями приставов

Институт арбитражных управляющих "дозрел" до этого, отреагировал на идею ФССП наделить управляющих полномочиями приставов директор Российского союза саморегулируемых организаций арбитражных управляющих (РССОАУ) Кирилл Ноготков.

подробнее

Статьи

11.05.2019

ВС РФ определил, когда арбитражного управляющего нужно отстранять от дела о банкротстве

подробнее

Рынок криптовалют

18.05.2019

ЦБ ждет сертификации ФСБ первой финансовой платформы на блокчейне в РФ в 2019 г.

подробнее

Интервью

ФАС России - орган исполнительной власти, ответственный за контроль в сфере государственного заказа.

Какие нарушения ФАС России чаще всего выявляет?

Демидова Т.П начальник управления контроля размещения государственного заказа ФАС

Татьяна Павловна: Вступивший в силу Закон о федеральной контрактной системе сохранил ряд важных моментов Закона о размещении заказов, позволяющих обеспечить открытость, прозрачность процедур закупок и доказавших свою эффективность, а именно таких как размещение информации о закупке на официальном сайте и проведение аукционов в электронной форме. При этом новый закон вводит и достаточно большое количество новшеств: регулирование порядка планирования закупки, порядка определения предмета закупки и обоснования цены контракта, новые способы закупки (например, такие как конкурс с ограниченным участием, запрос предложений), регулирование порядка приема результатов исполнения контракта.

Таким образом, выстроенная система закупок призвана урегулировать все этапы закупок начиная с планирования и завершая исполнением контракта, предъявляя высокие требования не только к заказчику, но и к участнику. При этом эффективность новых механизмов, конечно, можно будет оценить только по результатам их применения. Вместе с тем, безусловно, нельзя отрицать возможность возникновения сложностей, связанных с применением норм закона. С целью предупреждения их возникновения проводится анализ порядка применения различных норм, а также мониторинг вопросов и проблем в данной сфере, по результатам которых рассматривается вопрос о внесении изменений в закон. Так, в декабре 2013 года в закон были внесены первые существенные правки. В настоящее время в Государственной Думе находится на рассмотрении еще один законопроект о внесении изменений в 44-ФЗ.

КонсультантПлюс: Какие нарушения ФАС России чаще всего выявляет при рассмотрении поступающих жалоб на проводимые для государственных нужд закупки?

Татьяна Павловна: Наиболее часто встречающееся нарушение связано с формированием заказчиками технического задания, формулировки которого затрудняют, а порой делают невозможным подачу заявки, соответствующей его положениям. Нарушение заключается в установлении в документации требования о необходимости указания в заявке описания товаров, работ, услуг в соответствии с потребностями заказчика. При этом в документации отсутствует указание на разделы, в соответствии с которыми необходимо сформировать предложение, либо содержатся противоречивые значения показателей, подлежащих указанию, либо требования указать характеристики товара, которые фактически возможно указать только при условии наличия соответствующего товара у участника на момент подачи заявки. Результатом данных действий является отказ в допуске к участию в закупке либо допуск только одного участника. При выявлении комиссией ФАС России указанных фактов заказчику выдается предписание о внесении изменений в документацию о закупке, а виновные в совершении данного действия лица привлекаются к административной ответственности.

КонсультантПлюс: Какова статистика судебных дел ФАС России по государственному заказу за прошедший 2013 год? Как часто суды принимали сторону контролирующего органа?

Татьяна Павловна: В 2013 году было обжаловано:

- в арбитражных судах - 5270 решений ФАС России (включая решения территориальных органов), 11% (589 решений) из которых   признаны недействительными;

- в судах общей юрисдикции - 3118 постановлений о наложении штрафов, 18% (564) из которых отменено.

При этом необходимо отметить, что основная причина отмены постановлений о наложении штрафов связана с признанием судом совершенных правонарушений малозначительными. По решениям и постановлениям, принимаемым и выносимым центральным аппаратом ФАС России, процент отмены составляет менее 8% в арбитражных судах и 0,7% в судах общей юрисдикции соответственно. Указанные показатели, на мой взгляд, подтверждают достаточно профессиональный уровень принятия и подготовки решений ФАС России.

КонсультантПлюс: Елена из Ставрополя спрашивает: "Подскажите, будут ли применены при проверке ФАС к организациям штрафные санкции по 44-ФЗ за работу в 2014 году, т.к. никаких типовых форм еще не разработано и нет практики судов по работе с данным законом. Можно ли назвать 2014 год переходным периодом действия нового 44-ФЗ?"

Татьяна Павловна: Штрафные санкции по 44-ФЗ, безусловно, будут применяться, но с учетом вступивших в законную силу положений данного закона. Так, с 2014 года вступили в силу нормы, регулирующие порядок выбора способа закупки и непосредственно проведения самой закупки и заключения контракта. Ряд положений в части планирования, приемки результатов исполнения контракта, требований к профессиональной подготовке вступают в силу в 2015 - 2017 годах. Существующие в настоящее время нормы устанавливают административную ответственность за нарушения, которые являлись таковыми и в период действия Закона о государственных закупках (94-ФЗ).

Вместе с тем при рассмотрении вопроса о привлечении к административной ответственности всегда необходимо учитывать характер совершенного правонарушения и обстоятельства его совершения. Так, по практике центрального аппарата ФАС России в случае совершения впервые правонарушения, не повлиявшего на права и законные интересы участника закупки и на правильное определение победителя, а также при признании и добровольном устранении нарушения рассматривается вопрос о прекращении дела в связи с малозначительностью совершенного правонарушения.

КонсультантПлюс: Татьяна Павловна, сфера  госзакупок неизменно вызывает большое количество вопросов как у заказчиков, так и у поставщиков. Мария из Пермского край интересуется: будет ли ФАС России выпускать какие-либо разъяснения положений 44-ФЗ?

Татьяна Павловна: ФАС России является органом, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок, и не наделен полномочиями по даче разъяснений положений 44-ФЗ. Органом регулирования контрактной системы определено Минэкономразвития России. Вместе с тем с целью предупреждения возможных нарушений закона в ряде случаев ФАС России доводит свою позицию по вопросам, затрагивающим в том числе порядок осуществления контроля в сфере закупок.

Кроме того, в настоящее время возобновлена практика выработки совместной позиции с Минэкономразвития России. Так, выпущен ряд совместных писем по вопросам применения законодательства о закупках к правоотношениям, возникшим до вступления его в законную силу; по порядку применения требований к участникам конкурса с ограниченным участием; по распространению норм 44-ФЗ на порядок привлечения экспертов, переводчиков и иных участников уголовного судопроизводства. С указанными письмами можно ознакомиться на официальных сайтах ФАС России и Минэкономразвития России.

КонсультантПлюс: Управление Судебного департамента в Брянской области прислало целый перечень вопросов: "1. Ранее в соответствии со ст. 15 ФЗ-94 постановлением Правительства утверждался перечень товаров, работ, услуг, размещение заказов на которые может осуществляться у субъектов малого предпринимательства. Будет ли такой перечень устанавливаться в соответствии со ст. 30 ФЗ-44? 2. Каким образом требования, указанные в ч. 3 ст. 77, соотносятся с положениями ч. 5 ст. 76 ФЗ-44? Ведь в случае подачи котировочной заявки после окончания срока подачи заявок, указанного в извещении о проведении запроса котировок, такая заявка признается опоздавшей и не должна рассматриваться. 3. Какие экспертные организации уполномочены производить экспертизы для заказчиков, финансируемых из федерального бюджета?"

Татьяна Павловна: Как я уже указывала ранее, в настоящее время в Государственной Думе Российской Федерации находится на рассмотрении законопроект о внесении изменений в Закон о контрактной системе. В рамках подготовки указанного законопроекта ко второму чтению будет рассмотрен вопрос в том числе об устранении неоднозначности положений закона. В настоящее время установление перечня товаров работ, услуг, закупки которых необходимо осуществить у субъектов малого предпринимательства, в законе не предусмотрено и внесение соответствующих поправок в статью 30 закона также не планируется.

Вместе с тем планируемые изменения закона должны коснуться уточнения порядка исчисления объема закупок, необходимых для размещения у субъектов малого предпринимательства. Также предлагается внести изменения, предусматривающие возможность подачи котировочных заявок непосредственно до начала вскрытия конвертов с заявками на участие в запросе котировок, тем самым устранив возникающие вопросы. При этом в части порядка подачи котировочных заявок действующими нормами закона не предусмотрено право заказчика отказывать в приеме заявок, подаваемых непосредственно перед вскрытием конвертов, следовательно, такая заявка подлежит принятию и рассмотрению.

В части требований к проведению экспертиз необходимо обратить внимание на следующее. Законом предусмотрено два способа проведения экспертиз: своими силами и с привлечением сторонних экспертов, экспертных организаций. При этом закон не содержит требований ни к лицам, кто может выступать экспертами, ни к содержанию результатов экспертизы. Единственное правило - производить отбор сторонних экспертов, экспертных организаций в порядке, предусмотренном законом, то есть по результатам осуществления закупки способом, соответствующим предмету и цене контракта.

Подскажите, пожалуйста, как соотносится норма 44-ФЗ о предоставлении ИНН учредителя и единоличного исполнительного органа в составе заявки поставщика, в случае если это физическое лицо? Эта норма напрямую противоречит Федеральному закону "О персональных данных"! - Ольга (Москва)

Татьяна Павловна: Предоставление ИНН учредителя, являющегося в том числе физическим лицом, направлено на повышение добросовестности участника закупки и устранению таких действий, когда после включения сведений об участнике закупки в реестр недобросовестных поставщиков через несколько дней учредителем создается новое "незапятнанное" юридическое лицо, которое принимает участие в закупке, тем самым избегая ответственности в виде запрета на участие в закупке сроком на 2 года. При этом Федеральный закон "О персональных данных" допускает обработку персональных данных в случаях и порядке, предусмотренных в 44-ФЗ.

Что понимается под правомочностью участника закупки заключить контракт (ст. 31 ч. 1 п. 2 Закона 44-ФЗ) и какими документами она должна подтверждаться? Вправе ли уполномоченный орган создавать комиссии, утверждать документацию и т.д.? - Евгений (Московская область)

Татьяна Павловна: Согласно размещенной на сайте zakupki.gov.ru позиции по данному вопросу Минэкономразвития России, являющегося органом по регулированию контрактной системы, "под правомочностью участника закупки целесообразно понимать предусмотренную законом и учредительными документами возможность участника осуществлять юридически значимые действия (правоспособность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, дееспособность иных физических лиц)".

Правоспособность юридического лица возникает в момент его создания, т.е. внесения сведений о нем в Единый государственный реестр юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ) (пункт 3 статьи 49, пункт 8 статьи 51 Гражданского кодекса Российской Федерации). Индивидуальный предприниматель вправе осуществлять предпринимательскую деятельность, в том числе принимать участие в закупках, с момента его государственной регистрации (пункт 1 статьи 23 Гражданского кодекса Российской Федерации). Физическое лицо, не являющееся индивидуальным предпринимателем, для участия в закупках должно быть дееспособным (статья 21 Гражданского кодекса Российской Федерации), т.е. совершеннолетним (или не достигшим восемнадцатилетнего возраста, но состоящим в браке либо эмансипированным в порядке, установленном статьей 27 Гражданского кодекса Российской Федерации) и не лишенным дееспособности в установленном законом порядке.

Татьяна Павловна: В соответствии с положениями закона заказчик не вправе принять решение об отмене закупки после проведения аукциона и определения победителя. В случае выявления нарушения заказчику необходимо сообщить в контролирующий орган о данном нарушении. Подтверждение факта нарушения, влияющего на определение победителя и осуществление закупки, является основанием для выдачи контролирующим органом предписания об устранении выявленного нарушения (в том числе об аннулирования закупки), а также для привлечения виновных лиц к ответственности.

Разъясните, пожалуйста, каковы последствия отказа контрольного органа в согласовании возможности заключить контракт с единственным поставщиком для заказчика и для поставщика. Может ли заказчик и/или поставщик обжаловать такой отказ и куда? - Елена (Москва)

Татьяна Павловна: В случае отказа контрольного органа в согласовании возможности заключить контракт с единственным поставщиком заказчик не вправе заключать соответствующий контракт и обязан повторно осуществить закупку. При несогласии с принятым решением об отказе заказчик вправе обжаловать его в судебном порядке.

Каков порядок рассмотрения жалобы, поданной в территориальный орган УФАС, на действия оператора электронной площадки об отказе в допуске к участию в открытом аукционе в электронной форме? Например, отказ в допуске к участию после подачи 1-ой части заявки. 2. Вправе ли территориальный орган УФАС рассматривать данную жалобу? 3. В какой срок рассматривается данная жалоба? 4. Обязан ли орган УФАС, рассматривающий жалобу об отказе в допуске к участию в открытом аукционе в электронной форме, приостановить проведение аукциона после получения жалобы? Если да, то в течение какого срока принимается решение о приостановке проведения аукциона? 5. Является ли правомерным решение об отказе в допуске к аукциону на основании информации с сайта изготовителя (импортера) поставляемого товара о технических характеристиках товара, если такие характеристики отличаются от характеристик, указанных в заявке участника электронного аукциона? - Юрий (Брянск)

Татьяна Павловна: В соответствии с положениями части 4 статьи 99 Закона о контрактной системе и внутриведомственными актами ФАС России (приказ ФАС России о координации деятельности территориальных органов ФАС России) рассмотрение жалоб на действия оператора электронной площадки осуществляется центральным аппаратом ФАС России. Вместе с тем действия по отказу в допуске к участию в открытом аукционе в электронной форме осуществляются комиссией заказчика, в связи с чем могут быть обжалованы и рассмотрены территориальным органом ФАС России в соответствии с его подведомственностью.

При этом выявление представления участником закупки недостоверных сведений о технических характеристиках товара влечет отказ в допуске к участию в аукционе. Недостоверность информации должна быть документально подтверждена заказчиком, в том числе она может подтверждаться информацией, содержащейся в технической документации на товар, сертификатах, заключениях, письмах производителей товара, а также размещаемой на официальных сайтах информацией. При этом в случае несогласия с принятым решением участник закупки вправе обжаловать действия заказчика.

Порядок подачи и рассмотрения данных жалоб установлен главой 6 Закона о контрактной системе. Данный порядок предусматривает необходимость рассмотрения жалобы, поданной с соблюдением сроков для обжалования в течение 5 рабочих дней с уведомлением заинтересованных лиц о дате и времени рассмотрения жалобы. При этом контрольный орган в сфере закупок вправе направить требование о приостановлении определения поставщика (подрядчика, исполнителя) и заключения контракта до рассмотрения жалобы по существу.

Обязаны ли контролирующие органы при проверке правильности обоснования начальной (максимальной) цены контракта руководствоваться требованиями Приказа МЭР от 2 октября 2013 N 567 "Об утверждении методических рекомендаций по определению методов определения начальной цены контракта..."? Будет ли принят на федеральном уровне порядок проведения плановых проверок контрольным органом, уполномоченным на контроль в сфере закупок (по 94-ФЗ был принят Приказом МЭР от 28.01.2011 N 30), или органу местного самоуправления нужно разрабатывать и принимать свой? - Светлана (Пятигорск)

Татьяна Павловна: Указанным приказом Минэкономразвития России утверждены методические рекомендации по определению методов определения начальной цены контракта. Форма "методические рекомендации" исключает нормативный характер данного акта, данный акт носит рекомендательный, по сути методический характер. В связи с чем контролирующие органы при проверке правильности обоснования начальной (максимальной) цены контракта не обязаны руководствоваться требованиями приказа. В части порядка проведения плановых проверок контрольным органом, уполномоченным на контроль в сфере закупок, принятие соответствующего акта нормами Закона о контрактной системе не предусмотрено.

Аукцион в электронной форме проходил в рамках Закона N 44-ФЗ. При рассмотрении вторых частей заявок по аукциону была признана соответствующей только одна заявка. Объясните, пожалуйста, требуется ли согласование с контролирующим органом для заключения контракта с единственным поставщиком? Аукцион проходил на электронной площадке etp.roseltorg.ru, и после публикации протокола подведения итогов и признания аукциона несостоявшимся аукцион уже перешел в стадию заключения контракта (требует вывешивания проекта контракта от заказчика). Нужно ли ждать согласования или нужно сразу вывешивать проект контракта? - Федотова Елена Валентиновна (Смоленск)

Татьяна Павловна: В рассматриваемой ситуации аукцион признается несостоявшимся. При этом частью 1 статьи 93 Закона о закупках установлен закрытый перечень случаев заключения контракта с единственным участником закупки и согласования заключения контракта с таковым по причине признания закупки несостоявшейся. Рассматриваемый случай в указанной норме закона отсутствует, что влечет за собой невозможность согласования заключения контракта с единственным поставщиком контролирующим органом. В связи с чем заказчик должен повторно осуществить закупку. В настоящее время рассматривается вопрос о дополнении случаев возможности заключения контракта с единственным поставщиком по согласованию с контролирующим органом в случае, когда при рассмотрении вторых частей заявок по аукциону была признана соответствующей только одна заявка.

Согласно п. 25 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ наша организация направила контракт на согласование в Комитет по экономической политике и стратегическому регулированию, однако вышеуказанный комитет отказал в согласовании заключения контракта с единственным поставщиком в связи с недостатками в аукционной документации. Письмо с отказом в согласовании было перенаправлено нами оператору ЭП, однако он сообщил нам, что у него нет полномочий на вмешательство в процедуру размещения заказа. Данная закупка на сегодняшний день на электронной площадке находится на стадии подписания контракта, что не дает возможности оператору электронной площадки вернуть денежные средства, внесенные поставщиком в качестве обеспечения заявки, поскольку 44-ФЗ не предусмотрено формирование на ЭП протокола отказа от заключения контракта с единственным поставщиком в случае несогласования контрольного органа, обеспечения для завершения закупки по причине несогласования не разработано. Что в этом случае делать организации? - Наталья (Санкт-Петербург)

Татьяна Павловна: Действия оператора электронной площадки в рассматриваемом случае законны. С учетом того что контроль за соблюдением Закона о контрактной системе операторами электронной площадки осуществляется исключительно федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок, контрольным органом в сфере государственного оборонного заказа, изменение статуса электронного аукциона и разблокирование средств, внесенных в качестве обоснования заявки, может быть осуществлено исключительно на основании предписания соответствующего органа. В связи с изложенным для снятия блокировки средств, внесенных в качестве обоснования заявки, необходимо в письменной форме с приложением копии решения об отказе в согласовании заключения контракта с единственным поставщиком обратиться в ФАС России.

Zakupki.gov.ru - очень "тяжелый" и часто "зависающий" сайт, что мешает в указанные законодательством сроки размещать на нем необходимую информацию. Сидеть и "ловить" его круглые сутки не всегда предоставляется возможным. Каким образом можно защитить себя от санкций проверяющих органов? - Галина (Челябинск)

Татьяна Павловна: В случае проблем с функционированием сайта с целью избегания возможности применения со стороны контролирующих органов санкций за несоблюдение норм в части размещения информации целесообразно документально фиксировать факт ненадлежащей работы сайта. Данное фиксирование возможно осуществлять путем средств фотофиксации, графического изображения отображения информации на сайте, запросов и переписки со службой поддержки официального сайта.

Скажите, когда предприятиям Республики Крым можно будет участвовать в тендерах на госзакупки РФ? Из каких источников можно будет узнать о грядущем тендере государственных закупок? - Александр (Крым, г. Симферополь)

Татьяна Павловна: Вопрос участия в закупках на территории России можно разделить на два момента. Первым моментом для участия в конкурсах, запросах предложений и котировок является необходимость иметь документы, подтверждающие статус участника. Для физических лиц сложности фактически отсутствуют, основное требование - наличие паспорта. Относительно участия юридических лиц и индивидуальных предпринимателей ситуация сложнее. Для данной категории лиц для участия в закупке необходимо иметь документы об их регистрации в качестве таковых. Соответствующие документы необходимо представить в составе заявки на участие в закупке, в частности: выписку из единого государственного реестра юридических лиц или индивидуальных предпринимателей; надлежащим образом заверенный перевод документов о регистрации (для иностранных лиц); документы, подтверждающие право действовать от имени юридического лица. При наличии указанных документов участие в указанных способах закупок становится возможным.

Второй момент - участие в электронных аукционах. В дополнение к указанным выше документам для участия необходимо наличие электронной цифровой подписи, полученной в установленном порядке для участия в закупках, а также получение аккредитации оператора электронной площадки. Ознакомиться с информацией о планируемых, осуществляемых и размещенных закупках возможно на общероссийском официальном сайте для размещения информации о размещении заказов zakupki.gov.ru.

КонсультантПлюс: Мы благодарим Вас за интересную беседу и подробные ответы.


Возврат к списку

Позвоните нам бесплатно
Сегодня 19.5.2019

Блоги

Для участников госзакупок могут установить дополнительные ограничения

Правительство предлагает не допускать к закупкам лиц, которые уклонялись от уплаты НДФЛ и страховых ...

Публикации

Собственники бизнеса должны нести ответственность за налоговые и "банкротные" преступления . МВД 16.05.2019 Собственники бизнеса должны нести ответственность за налоговые и "банкротные" преступления . МВД

"Представляется возможным рассмотреть вопрос" о закреплении в статье 75 Уголовного кодекса РФ ("Освобождение от уголовной ответственности в связи с деятельным раскаянием") нормы, позволяющей освобождать от ответственности лиц, совершивших преступление в сфере экономической деятельности, "..

подробнее