Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:

Статьи

15.04.2024

Госдума приняла в I чтении законопроект о расширении полномочий АСВ по очистке балансов обанкротившихся банков

подробнее

Рынок криптовалют

23.04.2024

Ускорители NVIDIA H100 лягут в основу японского суперкомпьютера ABCI-Q для квантовых вычислений

подробнее
/interview/693427/
Аккредитация на электронных торговых площадках, услуги агента. WhatsApp: +7 968 771-34-72

Интервью

ФАС России - орган исполнительной власти, ответственный за контроль в сфере государственного заказа.

Какие нарушения ФАС России чаще всего выявляет?

Демидова Т.П начальник управления контроля размещения государственного заказа ФАС

Татьяна Павловна: Вступивший в силу Закон о федеральной контрактной системе сохранил ряд важных моментов Закона о размещении заказов, позволяющих обеспечить открытость, прозрачность процедур закупок и доказавших свою эффективность, а именно таких как размещение информации о закупке на официальном сайте и проведение аукционов в электронной форме. При этом новый закон вводит и достаточно большое количество новшеств: регулирование порядка планирования закупки, порядка определения предмета закупки и обоснования цены контракта, новые способы закупки (например, такие как конкурс с ограниченным участием, запрос предложений), регулирование порядка приема результатов исполнения контракта.

Таким образом, выстроенная система закупок призвана урегулировать все этапы закупок начиная с планирования и завершая исполнением контракта, предъявляя высокие требования не только к заказчику, но и к участнику. При этом эффективность новых механизмов, конечно, можно будет оценить только по результатам их применения. Вместе с тем, безусловно, нельзя отрицать возможность возникновения сложностей, связанных с применением норм закона. С целью предупреждения их возникновения проводится анализ порядка применения различных норм, а также мониторинг вопросов и проблем в данной сфере, по результатам которых рассматривается вопрос о внесении изменений в закон. Так, в декабре 2013 года в закон были внесены первые существенные правки. В настоящее время в Государственной Думе находится на рассмотрении еще один законопроект о внесении изменений в 44-ФЗ.

КонсультантПлюс: Какие нарушения ФАС России чаще всего выявляет при рассмотрении поступающих жалоб на проводимые для государственных нужд закупки?

Татьяна Павловна: Наиболее часто встречающееся нарушение связано с формированием заказчиками технического задания, формулировки которого затрудняют, а порой делают невозможным подачу заявки, соответствующей его положениям. Нарушение заключается в установлении в документации требования о необходимости указания в заявке описания товаров, работ, услуг в соответствии с потребностями заказчика. При этом в документации отсутствует указание на разделы, в соответствии с которыми необходимо сформировать предложение, либо содержатся противоречивые значения показателей, подлежащих указанию, либо требования указать характеристики товара, которые фактически возможно указать только при условии наличия соответствующего товара у участника на момент подачи заявки. Результатом данных действий является отказ в допуске к участию в закупке либо допуск только одного участника. При выявлении комиссией ФАС России указанных фактов заказчику выдается предписание о внесении изменений в документацию о закупке, а виновные в совершении данного действия лица привлекаются к административной ответственности.

КонсультантПлюс: Какова статистика судебных дел ФАС России по государственному заказу за прошедший 2013 год? Как часто суды принимали сторону контролирующего органа?

Татьяна Павловна: В 2013 году было обжаловано:

- в арбитражных судах - 5270 решений ФАС России (включая решения территориальных органов), 11% (589 решений) из которых   признаны недействительными;

- в судах общей юрисдикции - 3118 постановлений о наложении штрафов, 18% (564) из которых отменено.

При этом необходимо отметить, что основная причина отмены постановлений о наложении штрафов связана с признанием судом совершенных правонарушений малозначительными. По решениям и постановлениям, принимаемым и выносимым центральным аппаратом ФАС России, процент отмены составляет менее 8% в арбитражных судах и 0,7% в судах общей юрисдикции соответственно. Указанные показатели, на мой взгляд, подтверждают достаточно профессиональный уровень принятия и подготовки решений ФАС России.

КонсультантПлюс: Елена из Ставрополя спрашивает: "Подскажите, будут ли применены при проверке ФАС к организациям штрафные санкции по 44-ФЗ за работу в 2014 году, т.к. никаких типовых форм еще не разработано и нет практики судов по работе с данным законом. Можно ли назвать 2014 год переходным периодом действия нового 44-ФЗ?"

Татьяна Павловна: Штрафные санкции по 44-ФЗ, безусловно, будут применяться, но с учетом вступивших в законную силу положений данного закона. Так, с 2014 года вступили в силу нормы, регулирующие порядок выбора способа закупки и непосредственно проведения самой закупки и заключения контракта. Ряд положений в части планирования, приемки результатов исполнения контракта, требований к профессиональной подготовке вступают в силу в 2015 - 2017 годах. Существующие в настоящее время нормы устанавливают административную ответственность за нарушения, которые являлись таковыми и в период действия Закона о государственных закупках (94-ФЗ).

Вместе с тем при рассмотрении вопроса о привлечении к административной ответственности всегда необходимо учитывать характер совершенного правонарушения и обстоятельства его совершения. Так, по практике центрального аппарата ФАС России в случае совершения впервые правонарушения, не повлиявшего на права и законные интересы участника закупки и на правильное определение победителя, а также при признании и добровольном устранении нарушения рассматривается вопрос о прекращении дела в связи с малозначительностью совершенного правонарушения.

КонсультантПлюс: Татьяна Павловна, сфера  госзакупок неизменно вызывает большое количество вопросов как у заказчиков, так и у поставщиков. Мария из Пермского край интересуется: будет ли ФАС России выпускать какие-либо разъяснения положений 44-ФЗ?

Татьяна Павловна: ФАС России является органом, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок, и не наделен полномочиями по даче разъяснений положений 44-ФЗ. Органом регулирования контрактной системы определено Минэкономразвития России. Вместе с тем с целью предупреждения возможных нарушений закона в ряде случаев ФАС России доводит свою позицию по вопросам, затрагивающим в том числе порядок осуществления контроля в сфере закупок.

Кроме того, в настоящее время возобновлена практика выработки совместной позиции с Минэкономразвития России. Так, выпущен ряд совместных писем по вопросам применения законодательства о закупках к правоотношениям, возникшим до вступления его в законную силу; по порядку применения требований к участникам конкурса с ограниченным участием; по распространению норм 44-ФЗ на порядок привлечения экспертов, переводчиков и иных участников уголовного судопроизводства. С указанными письмами можно ознакомиться на официальных сайтах ФАС России и Минэкономразвития России.

КонсультантПлюс: Управление Судебного департамента в Брянской области прислало целый перечень вопросов: "1. Ранее в соответствии со ст. 15 ФЗ-94 постановлением Правительства утверждался перечень товаров, работ, услуг, размещение заказов на которые может осуществляться у субъектов малого предпринимательства. Будет ли такой перечень устанавливаться в соответствии со ст. 30 ФЗ-44? 2. Каким образом требования, указанные в ч. 3 ст. 77, соотносятся с положениями ч. 5 ст. 76 ФЗ-44? Ведь в случае подачи котировочной заявки после окончания срока подачи заявок, указанного в извещении о проведении запроса котировок, такая заявка признается опоздавшей и не должна рассматриваться. 3. Какие экспертные организации уполномочены производить экспертизы для заказчиков, финансируемых из федерального бюджета?"

Татьяна Павловна: Как я уже указывала ранее, в настоящее время в Государственной Думе Российской Федерации находится на рассмотрении законопроект о внесении изменений в Закон о контрактной системе. В рамках подготовки указанного законопроекта ко второму чтению будет рассмотрен вопрос в том числе об устранении неоднозначности положений закона. В настоящее время установление перечня товаров работ, услуг, закупки которых необходимо осуществить у субъектов малого предпринимательства, в законе не предусмотрено и внесение соответствующих поправок в статью 30 закона также не планируется.

Вместе с тем планируемые изменения закона должны коснуться уточнения порядка исчисления объема закупок, необходимых для размещения у субъектов малого предпринимательства. Также предлагается внести изменения, предусматривающие возможность подачи котировочных заявок непосредственно до начала вскрытия конвертов с заявками на участие в запросе котировок, тем самым устранив возникающие вопросы. При этом в части порядка подачи котировочных заявок действующими нормами закона не предусмотрено право заказчика отказывать в приеме заявок, подаваемых непосредственно перед вскрытием конвертов, следовательно, такая заявка подлежит принятию и рассмотрению.

В части требований к проведению экспертиз необходимо обратить внимание на следующее. Законом предусмотрено два способа проведения экспертиз: своими силами и с привлечением сторонних экспертов, экспертных организаций. При этом закон не содержит требований ни к лицам, кто может выступать экспертами, ни к содержанию результатов экспертизы. Единственное правило - производить отбор сторонних экспертов, экспертных организаций в порядке, предусмотренном законом, то есть по результатам осуществления закупки способом, соответствующим предмету и цене контракта.

Подскажите, пожалуйста, как соотносится норма 44-ФЗ о предоставлении ИНН учредителя и единоличного исполнительного органа в составе заявки поставщика, в случае если это физическое лицо? Эта норма напрямую противоречит Федеральному закону "О персональных данных"! - Ольга (Москва)

Татьяна Павловна: Предоставление ИНН учредителя, являющегося в том числе физическим лицом, направлено на повышение добросовестности участника закупки и устранению таких действий, когда после включения сведений об участнике закупки в реестр недобросовестных поставщиков через несколько дней учредителем создается новое "незапятнанное" юридическое лицо, которое принимает участие в закупке, тем самым избегая ответственности в виде запрета на участие в закупке сроком на 2 года. При этом Федеральный закон "О персональных данных" допускает обработку персональных данных в случаях и порядке, предусмотренных в 44-ФЗ.

Что понимается под правомочностью участника закупки заключить контракт (ст. 31 ч. 1 п. 2 Закона 44-ФЗ) и какими документами она должна подтверждаться? Вправе ли уполномоченный орган создавать комиссии, утверждать документацию и т.д.? - Евгений (Московская область)

Татьяна Павловна: Согласно размещенной на сайте zakupki.gov.ru позиции по данному вопросу Минэкономразвития России, являющегося органом по регулированию контрактной системы, "под правомочностью участника закупки целесообразно понимать предусмотренную законом и учредительными документами возможность участника осуществлять юридически значимые действия (правоспособность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, дееспособность иных физических лиц)".

Правоспособность юридического лица возникает в момент его создания, т.е. внесения сведений о нем в Единый государственный реестр юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ) (пункт 3 статьи 49, пункт 8 статьи 51 Гражданского кодекса Российской Федерации). Индивидуальный предприниматель вправе осуществлять предпринимательскую деятельность, в том числе принимать участие в закупках, с момента его государственной регистрации (пункт 1 статьи 23 Гражданского кодекса Российской Федерации). Физическое лицо, не являющееся индивидуальным предпринимателем, для участия в закупках должно быть дееспособным (статья 21 Гражданского кодекса Российской Федерации), т.е. совершеннолетним (или не достигшим восемнадцатилетнего возраста, но состоящим в браке либо эмансипированным в порядке, установленном статьей 27 Гражданского кодекса Российской Федерации) и не лишенным дееспособности в установленном законом порядке.

Татьяна Павловна: В соответствии с положениями закона заказчик не вправе принять решение об отмене закупки после проведения аукциона и определения победителя. В случае выявления нарушения заказчику необходимо сообщить в контролирующий орган о данном нарушении. Подтверждение факта нарушения, влияющего на определение победителя и осуществление закупки, является основанием для выдачи контролирующим органом предписания об устранении выявленного нарушения (в том числе об аннулирования закупки), а также для привлечения виновных лиц к ответственности.

Разъясните, пожалуйста, каковы последствия отказа контрольного органа в согласовании возможности заключить контракт с единственным поставщиком для заказчика и для поставщика. Может ли заказчик и/или поставщик обжаловать такой отказ и куда? - Елена (Москва)

Татьяна Павловна: В случае отказа контрольного органа в согласовании возможности заключить контракт с единственным поставщиком заказчик не вправе заключать соответствующий контракт и обязан повторно осуществить закупку. При несогласии с принятым решением об отказе заказчик вправе обжаловать его в судебном порядке.

Каков порядок рассмотрения жалобы, поданной в территориальный орган УФАС, на действия оператора электронной площадки об отказе в допуске к участию в открытом аукционе в электронной форме? Например, отказ в допуске к участию после подачи 1-ой части заявки. 2. Вправе ли территориальный орган УФАС рассматривать данную жалобу? 3. В какой срок рассматривается данная жалоба? 4. Обязан ли орган УФАС, рассматривающий жалобу об отказе в допуске к участию в открытом аукционе в электронной форме, приостановить проведение аукциона после получения жалобы? Если да, то в течение какого срока принимается решение о приостановке проведения аукциона? 5. Является ли правомерным решение об отказе в допуске к аукциону на основании информации с сайта изготовителя (импортера) поставляемого товара о технических характеристиках товара, если такие характеристики отличаются от характеристик, указанных в заявке участника электронного аукциона? - Юрий (Брянск)

Татьяна Павловна: В соответствии с положениями части 4 статьи 99 Закона о контрактной системе и внутриведомственными актами ФАС России (приказ ФАС России о координации деятельности территориальных органов ФАС России) рассмотрение жалоб на действия оператора электронной площадки осуществляется центральным аппаратом ФАС России. Вместе с тем действия по отказу в допуске к участию в открытом аукционе в электронной форме осуществляются комиссией заказчика, в связи с чем могут быть обжалованы и рассмотрены территориальным органом ФАС России в соответствии с его подведомственностью.

При этом выявление представления участником закупки недостоверных сведений о технических характеристиках товара влечет отказ в допуске к участию в аукционе. Недостоверность информации должна быть документально подтверждена заказчиком, в том числе она может подтверждаться информацией, содержащейся в технической документации на товар, сертификатах, заключениях, письмах производителей товара, а также размещаемой на официальных сайтах информацией. При этом в случае несогласия с принятым решением участник закупки вправе обжаловать действия заказчика.

Порядок подачи и рассмотрения данных жалоб установлен главой 6 Закона о контрактной системе. Данный порядок предусматривает необходимость рассмотрения жалобы, поданной с соблюдением сроков для обжалования в течение 5 рабочих дней с уведомлением заинтересованных лиц о дате и времени рассмотрения жалобы. При этом контрольный орган в сфере закупок вправе направить требование о приостановлении определения поставщика (подрядчика, исполнителя) и заключения контракта до рассмотрения жалобы по существу.

Обязаны ли контролирующие органы при проверке правильности обоснования начальной (максимальной) цены контракта руководствоваться требованиями Приказа МЭР от 2 октября 2013 N 567 "Об утверждении методических рекомендаций по определению методов определения начальной цены контракта..."? Будет ли принят на федеральном уровне порядок проведения плановых проверок контрольным органом, уполномоченным на контроль в сфере закупок (по 94-ФЗ был принят Приказом МЭР от 28.01.2011 N 30), или органу местного самоуправления нужно разрабатывать и принимать свой? - Светлана (Пятигорск)

Татьяна Павловна: Указанным приказом Минэкономразвития России утверждены методические рекомендации по определению методов определения начальной цены контракта. Форма "методические рекомендации" исключает нормативный характер данного акта, данный акт носит рекомендательный, по сути методический характер. В связи с чем контролирующие органы при проверке правильности обоснования начальной (максимальной) цены контракта не обязаны руководствоваться требованиями приказа. В части порядка проведения плановых проверок контрольным органом, уполномоченным на контроль в сфере закупок, принятие соответствующего акта нормами Закона о контрактной системе не предусмотрено.

Аукцион в электронной форме проходил в рамках Закона N 44-ФЗ. При рассмотрении вторых частей заявок по аукциону была признана соответствующей только одна заявка. Объясните, пожалуйста, требуется ли согласование с контролирующим органом для заключения контракта с единственным поставщиком? Аукцион проходил на электронной площадке etp.roseltorg.ru, и после публикации протокола подведения итогов и признания аукциона несостоявшимся аукцион уже перешел в стадию заключения контракта (требует вывешивания проекта контракта от заказчика). Нужно ли ждать согласования или нужно сразу вывешивать проект контракта? - Федотова Елена Валентиновна (Смоленск)

Татьяна Павловна: В рассматриваемой ситуации аукцион признается несостоявшимся. При этом частью 1 статьи 93 Закона о закупках установлен закрытый перечень случаев заключения контракта с единственным участником закупки и согласования заключения контракта с таковым по причине признания закупки несостоявшейся. Рассматриваемый случай в указанной норме закона отсутствует, что влечет за собой невозможность согласования заключения контракта с единственным поставщиком контролирующим органом. В связи с чем заказчик должен повторно осуществить закупку. В настоящее время рассматривается вопрос о дополнении случаев возможности заключения контракта с единственным поставщиком по согласованию с контролирующим органом в случае, когда при рассмотрении вторых частей заявок по аукциону была признана соответствующей только одна заявка.

Согласно п. 25 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ наша организация направила контракт на согласование в Комитет по экономической политике и стратегическому регулированию, однако вышеуказанный комитет отказал в согласовании заключения контракта с единственным поставщиком в связи с недостатками в аукционной документации. Письмо с отказом в согласовании было перенаправлено нами оператору ЭП, однако он сообщил нам, что у него нет полномочий на вмешательство в процедуру размещения заказа. Данная закупка на сегодняшний день на электронной площадке находится на стадии подписания контракта, что не дает возможности оператору электронной площадки вернуть денежные средства, внесенные поставщиком в качестве обеспечения заявки, поскольку 44-ФЗ не предусмотрено формирование на ЭП протокола отказа от заключения контракта с единственным поставщиком в случае несогласования контрольного органа, обеспечения для завершения закупки по причине несогласования не разработано. Что в этом случае делать организации? - Наталья (Санкт-Петербург)

Татьяна Павловна: Действия оператора электронной площадки в рассматриваемом случае законны. С учетом того что контроль за соблюдением Закона о контрактной системе операторами электронной площадки осуществляется исключительно федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок, контрольным органом в сфере государственного оборонного заказа, изменение статуса электронного аукциона и разблокирование средств, внесенных в качестве обоснования заявки, может быть осуществлено исключительно на основании предписания соответствующего органа. В связи с изложенным для снятия блокировки средств, внесенных в качестве обоснования заявки, необходимо в письменной форме с приложением копии решения об отказе в согласовании заключения контракта с единственным поставщиком обратиться в ФАС России.

Zakupki.gov.ru - очень "тяжелый" и часто "зависающий" сайт, что мешает в указанные законодательством сроки размещать на нем необходимую информацию. Сидеть и "ловить" его круглые сутки не всегда предоставляется возможным. Каким образом можно защитить себя от санкций проверяющих органов? - Галина (Челябинск)

Татьяна Павловна: В случае проблем с функционированием сайта с целью избегания возможности применения со стороны контролирующих органов санкций за несоблюдение норм в части размещения информации целесообразно документально фиксировать факт ненадлежащей работы сайта. Данное фиксирование возможно осуществлять путем средств фотофиксации, графического изображения отображения информации на сайте, запросов и переписки со службой поддержки официального сайта.

Скажите, когда предприятиям Республики Крым можно будет участвовать в тендерах на госзакупки РФ? Из каких источников можно будет узнать о грядущем тендере государственных закупок? - Александр (Крым, г. Симферополь)

Татьяна Павловна: Вопрос участия в закупках на территории России можно разделить на два момента. Первым моментом для участия в конкурсах, запросах предложений и котировок является необходимость иметь документы, подтверждающие статус участника. Для физических лиц сложности фактически отсутствуют, основное требование - наличие паспорта. Относительно участия юридических лиц и индивидуальных предпринимателей ситуация сложнее. Для данной категории лиц для участия в закупке необходимо иметь документы об их регистрации в качестве таковых. Соответствующие документы необходимо представить в составе заявки на участие в закупке, в частности: выписку из единого государственного реестра юридических лиц или индивидуальных предпринимателей; надлежащим образом заверенный перевод документов о регистрации (для иностранных лиц); документы, подтверждающие право действовать от имени юридического лица. При наличии указанных документов участие в указанных способах закупок становится возможным.

Второй момент - участие в электронных аукционах. В дополнение к указанным выше документам для участия необходимо наличие электронной цифровой подписи, полученной в установленном порядке для участия в закупках, а также получение аккредитации оператора электронной площадки. Ознакомиться с информацией о планируемых, осуществляемых и размещенных закупках возможно на общероссийском официальном сайте для размещения информации о размещении заказов zakupki.gov.ru.

КонсультантПлюс: Мы благодарим Вас за интересную беседу и подробные ответы.


Возврат к списку

Позвоните нам бесплатно
Сегодня 25.4.2024

Оборудование, машины

Блоги

Совет Федерации одобрил законопроект, упрощающий приватизацию имущества

Руководитель Федерального агентства по управлению государственным имуществом Вадим Яковенко принял у...

Публикации

С первого июля 2024 года вступят в силу новеллы закона о приватизации. 15.04.2024 С первого июля 2024 года вступят в силу новеллы закона о приватизации.

Поправки внесены в закон о приватизации Федеральным законом от 06.04.2024 № 76-ФЗ. С первого июля 2024 года минимально допустимая цена госимущества заменит способ приватизации без объявления цены. Способ будет использоваться, если никто не купил объекты в рамках публичного предложения.

подробнее