Интервью
Искусство быть победителем.
Президент "Клуба консультантов по бизнесу и политике" Шибут Людмила Викторовна.Не секрет, что современный бизнесмен или политик, думающий о перспективах своей карьеры, сегодня просто не может обойтись без имидж-консультанта. Ведь имидж - это не только и не столько средство завоевать внимание аудитории, это скорее способ реагирования на ее запросы. Она хочет воспринимать конкретную персону именно такой, а не иной. И что плохого, если общественное мнение побуждает человека быть умным, обаятельным, таким, которому можно поверить?
Президент Клуба консультантов по бизнесу и политике Людмила Шибут давно и с успехом работает с политиками различного уровня, являясь одним из ведущих отечественных консультантов в сфере политического имиджмейкинга.
—Людмила Викторовна, давайте расшифруем слово « политический имидж».
— Это сложившийся в массовом сознании и имеющий характер стереотипа, эмоционально окрашенный образ политического лидера. Формирование имиджа происходит как стихийно, неосознанно, так и сознательно, когда тщательно отслеживаются особенности восприятия политика, продумывается новая стратегия и тактика формирования благоприятного образа.
— Скажите, в какой степени искусство имиджмейкера влияет на успех кандидата на выборах ? Как от него зависит выигрыш или проигрыш?
— В некоторой степени, безусловно, зависит. Если человек не делает ни одной ошибки, следует той стратегии, которая была для него разработана, то максимум, с помощью команды политических консультантов и имиджмейкеров он может набрать до 20% — это та гарантия, которую ему дает профессиональная команда.
—За счет чего формируется имидж?
— Первое – это прямая имиджформирующая информация: манера одеваться, держаться, говорить, жестикулировать, профессиональная грамотность, эрудиция, деловитость, инициатива, политическая платформа, программа действий. Словом, личностные и профессиональные качества политика, полученные непосредственным путем: в личных встречах, выступлениях по радио, телевидению... Эта информация может усваиваться как на сознательном, так и на подсознательном уровне.
Если речь идет о формировании имиджа вновь "раскручиваемого" или неизвестного политика, то необходимо следить не столько за тем, что он говорит, сколько за тем, как говорит, а также за тем, как он себя держит.
Улучшение или корректировка имиджа известного политика невозможна без учета того, что в большей степени воздействуют на сознание людей. Не зря же и народная мудрость гласит – по одежке встречают, по уму провожают. Ну, конечно же, очень важна косвенная имиджформирующая информация: слухи, сплетни, досье, компромат, сведения об образе жизни, работе, отдыхе, о друзьях, родственниках политика...
— В какой, все же, степени влияет все вами перечисленное на имидж политика?
—Безусловно, в значительной. При этом официальная косвенная информация, влияющая на имидж – досье, послужной лист, несет, как правило, нейтральный или положительный заряд. Газетные статьи, интервью могут иметь противоположные оценки, в зависимости от того, заказаны они сторонниками или противниками конкретного политика. Неофициальная косвенная информация – слухи, сплетни, направлены чаще всего на подрыв доверия к политику, хотя бывают и исключения. Давно это было, но еще можно припомнить какую бешеную популярность принес Борису Ельцину эпизод с покушением на его жизнь и падением с моста в реку. Болезнь Ельцина и его выздоровление, интуиция и жесткий курс раздражали многих, но именно такой стиль порождает легенды. Естественно, что биография - это часть легенды. С помощью легенды имидж внедряется в массовое создание. Определенная часть легенды действует на определенные целевые аудитории.
Семейное положение сегодня имеет так же большое значение. Скорее всего это связано с повышением политической культуры людей. И чтобы не разрушить положительный образ, супруга должна соответствовать принятому в этом кругу имиджу.
Если человек, идущий во власть или в большой бизнес, имел связи с криминальными структурами, это создает проблемы. Лидер должен заботиться о своей репутации.
—А как быть с конкурентами? Ведь они тоже хотят произвести хорошее впечатление на избирателей.
—В этом случае имидж должен быть не только выигрышным, но и отличаться от других. Приходится искать незадействованную нишу, обращаться к таким чувствам людей, которые определяют их выбор, но еще не затронуты конкурентами. Но это очень сложная задача и для ее решения требуется участие имиджмейкеров, психологов, социологов, специалистов по PR.
— Какие ошибки чаще всего допускают политики на выборах?
— Есть два основных заблуждения людей, идущих в политику. Первое заблуждение свойственно людям, пришедшим из бизнеса, а второе — людям, уже пожившим политической жизнью. Первый тип, характеризуется тем, что, как известно, бизнес более структурированная сфера, чем политика. То есть, отношения между партнерами четко регламентированы договорами, отношения начальства с подчиненными строятся по иерархической системе. Поле влияния бизнесмена контролируемо. А в политике не так. Нельзя рассматривать избирателей, как подчиненных и нельзя рассматривать политиков, как бизнес-партнеров. Поэтому человек, пришедший из бизнеса, теряется, он видит, что здесь многое от него не зависит, как в его бизнесе, где он видел все. Это приводит к нервозности, к стрессам и, как следствие, к проигрышу.
Второй тип, связан с излишней уверенностью политика или чиновника в себе и своих административных связях. Если человек уже был избран на какую-либо должность, ему свойственно недооценивать ситуацию в «поле» и слишком большое внимание уделять внутренним договоренностям. В общем, у него возникает такое чувство, что все схвачено, что выборы уже выиграны, хотя в день выборов он нередко понимает, что переоценил свои возможности.
— Если попытаться проанализировать политиков, которых мы достаточно давно знаем: Михаила Горбачева, Бориса Ельцина, Владимира Путина, Дмитрия Медведева — можно с точки зрения публичного образа охарактеризовать каждого из них?
—У них есть свои незабываемые черты, которые будут всегда напоминать о них, спустя десятилетия. Горбачев это первый достаточно интеллигентный человек в нашей власти, который, несмотря, конечно, на разные смешные оговорки с точки зрения правильности русского языка, все-таки внес в нашу жизнь много изменений и перемен. Ельцин это достаточно строгий и жесткий отец, который мог и наказать, и похвалить, и с этим отцовским имиджем он вошел в историю как отец новой России. Что касается Путина — то для многих это такой старший брат, это человек, который, в общем-то, один из нас, и его многие речевые обороты, специально прокладывают такую дорожку к нашему сердцу. И он не выглядит строгим отцом, хотя понятно, как старший брат он может одернуть и наказать, но страха перед ним нет. Имидж Дмитрия Медведева за последние три года претерпел положительные изменения. Число россиян, считающих президента интеллигентным, деловым, культурным, серьезным, – выросло. Одной из причиной успеха Дмитрия Анатольевича является его неразгаданность, мы не знаем, что от него ожидать, но мы уверены в нем.
—Но чтобы создать человеку имидж, наверное, недостаточно одних манипуляций с его внешним обликом?
— Было бы очень просто думать, что стоит переодеть человека, научить его правильно говорить, ходить, улыбаться - и имидж сделан. Этот человек в какой-то момент непременно себя выдаст неправильным жестом или оборотом речи. У Джоржа Сименона есть рассказ о "маленьком" человеке, который, женившись на богатой женщине, вынужден был вести себя так, как принято в светском обществе. Но, придя домой, он надевал любимые красные носки, коричневые ботинки и зеленый костюм. Его жизнь изменилась, но сам он не изменился как личность.
— Таким образом, у человека, идущего во власть или в бизнес, основным инструментом достижения цели является его личность?
— Совершенно верно. Поэтому, когда я работаю с политиком, у которого возникла потребность в повышении результативности своей деятельности, большое внимание уделяю его личности. Предлагаю ему поработать с различными тестами, которые помогают рассмотреть личность "вчера", "сегодня", "завтра". Особенно "завтра". Затем мы строим с ним некую идеальную модель, каким хотели бы видеть его окружающие. Анализируем социальные ожидания и традиции избирателей. А дальше все просто: составляется план PR-мероприятий совместно с психологами, дизайнерами, лингвистами, журналистами...
— Если не секрет, кого из политических деятелей вы поддерживали?
— Вообще, я не разглашаю имена клиентов и не ангажирована ни одной политической структурой. Я работаю только с личностями. Меня не интересует их политическая платформа. Есть люди, которые могут что-то сделать, и есть люди, которые ничего не могут и не хотят делать, а только рвутся к власти. Если цель моего потенциального клиента непонятна, я с ним работать не буду, независимо от убеждений и партийной принадлежности.
Беседу вела Ирина Смирнова
Позвоните нам бесплатно
Новые предложения
180.000.000 Руб
Москва 3080Сегодня 8.12.2024
Продажа Акций
1.324.209.000 Руб
Москва 1971Оборудование, машины
Блоги
Федеральный закон от 11.03.2024 № 45-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – «Закон»), которым установлен ряд базовых положений об использовании цифровых финансовых активов (ЦФА) для исполнения внешнеторгов
Закон устанавливает, что в качестве встречного предоставления за товары (работы, услуги), информацию...