Интервью
«Задача нотариуса - защитить интересы гражданина»
Президент Нотариальной палаты Новосибирской области Елена Быкова.- Среди принятых в декабре прошлого года изменений - целый ряд норм, касающихся государственной регистрации сделок, совершённых в нотариальной форме. В чём суть таких изменений, каковы будут последствия?
- С 01 февраля 2014 года вступили в силу изменения в Федеральный закон от 21.07.1997 N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», который содержит ряд положений, касающихся упрощенного порядка государственной регистрации сделок, удостоверенных нотариусом.
Новеллами статей 13, 17 этого закона является тот факт, что правовая экспертиза представленных на государственную регистрацию правоустанавливающих документов органом, осуществляющим государственную регистрацию прав, не проводится. И это логично, поскольку в силу Основ законодательства Российской Федерации о нотариате (далее-Основы) нотариус несет ответственность за законность сделки. Таким образом, устранено двойное проведение правовой экспертизы.
Сокращен также срок регистрации перехода права собственности по договору. Заявление о государственной регистрации прав и иные необходимые для государственной регистрации прав документы принимаются органом, осуществляющим государственную регистрацию прав, или многофункциональным центром в день обращения и рассматриваются в течение пяти рабочих дней, следующих за днем приема документов.
При этом необходимо учитывать, что в случае предоставления документов через многофункциональный центр срок рассмотрения может увеличиться на два дня. Документы могут подавать на регистрацию как стороны по договору, так и нотариус, удостоверивший сделку. Возможность подачи документов на государственную регистрацию нотариусом предусмотрена статьей 15 Основ. Речь идет как о сделках с недвижимым имуществом, так и о свидетельствах о праве на наследство, например.
Способ получения документов после осуществления государственной регистрации фиксируется в заявлении о передаче документов нотариусом. То есть документы в Управлении Росреестра могут получить как стороны по договору, так и нотариус.
Документы на регистрацию могут подавать как сами нотариусы, так и их работники. Работники предъявляют документ, уполномочивающий их на подачу заявления в Управление Росреестра (приказ).
- Какие виды сделок в настоящее время не требуют обязательного нотариального удостоверения, а какие требуют?
- Обязательному нотариальному удостоверению в настоящее время подлежат все виды договоров ренты. Для остальных сделок с недвижимым имуществом нотариальная форма предусмотрена только по желанию сторон.
- В чём преимущества заключения сделки в нотариальной форме?
- Статья 163 Гражданского кодекса Российской Федерации определяет, что «нотариальное удостоверение сделки означает проверку законности сделки, в том числе наличия у каждой из сторон права на ее совершение».
Это целый комплекс вопросов, которые должны быть разрешены нотариусом в процессе нотариального удостоверения сделки. Во-первых, устанавливается, что за совершением сделки обратились надлежащие лица, обладающие полной дееспособностью. Если речь идет о несовершеннолетних, то проверяется наличие разрешения органа опеки и попечительства на совершение конкретной сделки.
Очень важный момент – это проверка соответствия воли гражданина на совершение сделки его волеизъявлению. Очень часто в нашей практике имеют место случаи, когда собственника квартиры сопровождают третьи лица (родственники, риэлторы, просто знакомые), которые полагают, что знают, чего хочет собственник лучше него самого, пытаются формировать его волю. Задача нотариуса побеседовать с гражданином без посторонних, выяснить его желания, разъяснить последствия совершаемых им действий, чтобы они не были использованы ему во вред.
Вообще гражданин в гражданском процессе - сторона слабая. Если у юридических лиц (у банков, у застройщиков) есть целый штат юристов, которые могут отстоять интересы своей компании, то защитить интересы гражданина – задача нотариуса, который не является представителем ни одной из сторон, не заинтересован в сделке. Поэтому участие нотариуса очень важно при составлении проекта договора, согласования его условий, чтобы права обеих сторон были соблюдены максимально, никто не был введен в заблуждение или обманут.
Кроме того, нотариус должен проверить соблюдение условий, при которых сделка признается законной, например: наличие государственной регистрации права собственности на недвижимость у продавца, наличие согласия супругов или органа опеки и попечительства, отсутствие арестов и обременений и многое другое.
При этом необходимо иметь в виду, что нотариус несет полную имущественную ответственность за законность сделки, которая подкреплена обязательным страхованием ответственности, как самим нотариусом, так и нотариальной палатой.
- Каким образом нотариус проверяет документы, необходимые для проведения сделки?
- Нотариус проверяет вышеуказанные факты различными путями. Документы могут быть представлены сторонами по сделке, а могут быть получены нотариусом из различных государственных органов, с которыми установлен межведомственный электронный документооборот. Например, сведения из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним могут быть получены нотариусом в электронном виде в течение 1-2 дней. Также в электронном виде возможна проверка действительности паспортов, предъявляемых для совершения нотариального действия.
- Готов ли нотариат взять на себя полностью сопровождение сделок с недвижимостью?
- Сегодня речь о том, чтобы все сделки удостоверять нотариально, не стоит. Закон относит на усмотрение сторон обращаться к нотариусу или нет. Всех желающих сегодня мы можем принять, для этого есть все необходимое – знания, помещения, работники и т.п.
Если законодатель посчитает необходимым и введет обязательную нотариальную форму сделок с недвижимостью, то, безусловно, последует определенная реформа нотариальной деятельности – будет увеличено количество нотариусов и работников нотариальных контор, будет проведена модернизация технического оснащения контор и т.п. Мы к этому готовы.
- На Петербургском международном юридическом форуме обсуждались вопросы модернизации нотариата, в том числе электронного документооборота. Способна ли сложившаяся в России система нотариата в настоящее время реализовать такую задачу?
- Задачу по внедрению электронного документооборота нотариат России начал решать задолго до прошлогоднего юридического форума. Федеральной нотариальной палатой создан Удостоверяющий центр нотариата, все нотариусы обеспечены электронными подписями. Единая информационная система нотариата подключена к системе межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ). В настоящее время постепенно осуществляется законодательное закрепление электронного документооборота в нотариальной деятельности: внесены изменения в Основы законодательства РФ о нотариате и в Правила нотариального делопроизводства, Министерством юстиции России разработан ряд подзаконных актов, регулирующих эту деятельность.
Но это задача не только нотариата. Необходимы подзаконные акты, регулирующие деятельность по государственной регистрации прав на недвижимое имущество в электронном виде. В настоящее время не все вопросы разрешены, но это задача недалекого будущего.
- Есть такой юридический афоризм: "В руках нотариуса – печать общественного доверия". Как сегодня контролируется деятельность нотариусов? Как нотариусы компенсируют ошибки, допущенные при своей работе?
- Самый главный контролер для нотариуса – он сам. Никто как нотариус не знает, какой груз ответственности он несет, никто кроме него так не заинтересован в качестве своей работы, имея в виду полную имущественную ответственность. Вместе с тем, со стороны государства также осуществляется контроль. Один раз в четыре года деятельность нотариуса подвергается проверке со стороны нотариальной палаты и Управления Министерства юстиции РФ по Новосибирской области. Кроме того, существует судебный контроль. Законность любого нотариального действия либо отказа в совершении нотариального действия может быть проверена в судебном порядке.
- Во сколько сегодня обходится гражданину нотариальное удостоверение сделки с недвижимостью? Какие действия, кроме удостоверения, в этом случае совершает нотариус, и какую сумму надо заплатить гражданину помимо госпошлины (тарифа)?
- Размер тарифа зависит от родственных отношений участников и от стоимости переходящего по сделке имущества.
За удостоверение договоров отчуждения недвижимого имущества детям, родителям, полнородным братьям и сестрам – 0,3 % от суммы договора, но не менее 300 рублей. Другим лицам в зависимости от суммы договора от 1 до 0,5 % (чем выше сумма договора, тем меньше нотариальный тариф). Размеры его установлены в статье 22.1 Основ законодательства РФ о нотариате. За передачу документов на регистрацию в Управление Росреестра нотариальный тариф составляет 1000 рублей.
Позвоните нам бесплатно
Новые предложения
180.000.000 Руб
Москва 3080Сегодня 8.12.2024
Продажа Акций
1.324.209.000 Руб
Москва 1971Оборудование, машины
Блоги
Федеральный закон от 11.03.2024 № 45-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – «Закон»), которым установлен ряд базовых положений об использовании цифровых финансовых активов (ЦФА) для исполнения внешнеторгов
Закон устанавливает, что в качестве встречного предоставления за товары (работы, услуги), информацию...