Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:

Экспертное мнение

Минфин заливает деньгами госбанки, помогая обрушить ставки по вкладам 11.11.2019 Минфин заливает деньгами госбанки, помогая обрушить ставки по вкладам

"Если бы эти деньги не были изъяты из экономики, то все проценты, которые сейчас забирает Минфин, стали бы доходами вкладчиков и юридических лиц",- сказал по телефону главный аналитик ПАО "Сбербанк" Михаил Матовников.

подробнее

Статьи

07.11.2019

Разработан проект порядка осуществления казначейского обеспечения обязательств при банковском сопровождении госконтрактов

подробнее

Рынок криптовалют

08.11.2019

Крошечный чип подарит квантовую связь смартфонам и ноутбукам

подробнее
/interview/642555/
Аккредитация на электронных торговых площадках, участие в торгах по банкротству и арестованному имуществу, услуги агента. Тел. +7 (915) 433-57-16

Интервью

"Риски внедрения федеральной контрактной системы кроются как раз в ее преимуществах"

"Риски внедрения федеральной контрактной системы кроются как раз в ее преимуществах"

В России вступил в силу новый закон о федеральной контрактной системе (№44-ФЗ). Справится ли он с формированием новых принципов государственных и муниципальных закупок, сделает ли их публичными, более прозрачными, конкурентными, а также менее коррумпированными?

Для того чтобы ответить на этот вопрос, вернемся на восемь лет назад – тогда, 21 июля 2005 г., был принят первый закон о госзакупках (№94-ФЗ). Его роль оказалась действительно значимой – он позволил создать единые правила размещения закупок, оценки предложений, обжалования действий и бездействия заказчика, позволил разработать методические материалы для практического применения требований закона. По сути, благодаря закону создалась система обучения для персонала заказчика по всей стране.

Можно сказать, что запущенный первым законом механизм обучения сработал: госструктуры стали четче представлять, как надо закупать, а главное – что и зачем. Таким образом, восемь лет назад был дан хороший старт, но время идет, у государства появляются новые задачи, пришло время усовершенствовать создавшиеся процедуры.

В первую очередь наиболее серьезные проблемы первого закона заключались в слабом механизме регулирования тех госзакупок, где необходима оценка качественных показателей предложений поставщиков (особенно это проявляется в закупках технически сложной или инновационной продукции). В законе не были определены цели закупок, и, соответственно, был невозможен анализ качества процесса в целом ("Зачем закупаем?!", "Закупили то, что хотели?!", "По адекватной цене?!"). По сути, в законе не было посыла к развитию производства и поставок инновационной и технически сложной продукции, не регламентировалась персональная ответственность заказчика за качество обеспечения нужд. Можно сказать, что закон не облегчал доступ к государственному и муниципальному заказу представителей малого бизнеса, антикоррупционных инструментов в нем было явно недостаточно. Узкое место закона также заключалось в том, что была четко регламентирована только процедура размещения заказа.

Все эти проблемы будет пытаться разрешить новый закон о федеральной контрактной системе, вступивший в силу этой весной. Прежде всего он вводит такое принципиально новое понятие, как цели осуществления закупок. Теперь определяются требования к процессам сбора потребностей заказчиков, обеспечения финансовыми ресурсами, календарного планирования закупок. При этом требуется более серьезно обосновывать начальную максимальную цену закупки, ее цель и назначение, выбор способа закупки, предъявляемые требования к поставщику и закупаемому товару или услуге.

Закон расширяет способы размещения закупок: более четко регламентируется закупка технически сложной и инновационной продукции, для которой не только цена является важной характеристикой. Еще один важный момент – новый юридический акт определяет требования к проектному администрированию исполнения контрактов, вводится понятие ответственного за контрактную работу, определяются его функции и личная ответственность, учитываются риски исполнения, правила изменения объемов контрактных обязательств, новые способы финансирования исполнения.

Также закон определяет требования к мониторингу закупок на всех этапах, вводится понятие общественного обсуждения (при планировании закупки, при размещении, при приемке результатов), аудита государственного контракта экспертами, наконец, определяются требования к процедурам приемки товаров, работ и услуг.

Перечисленные выше нововведения отчасти узаконивают, расширяют и уточняют сложившуюся у наших передовых заказчиков практику. Так, наши заказчики уже несколько лет осуществляют сбор потребностей подведомственных учреждений, контролируют бюджетные лимиты, формируют план-график размещения заказа, публикуют эту информацию на соответствующих региональных сайтах; на постоянной основе осуществляют мониторинг цен и контролируют исполнение контрактов.

Несмотря на имеющуюся критику закона, его принятие надо расценивать, безусловно, положительно. Закон дает надежду на то, что закупаться будет именно то, что необходимо. При этом с оглядкой на то, что уже закупалось ранее, а также на то, как закупленное будет использоваться и поддерживаться в будущем. К тому же закон, безусловно, будет способствовать тому, что госзакупки будут осуществляться по рыночным ценам, за счет механизмов обоснования максимальных начальных цен, общественного обсуждения, мониторинга и аудита закупок и персональной ответственности заказчиков за результаты.

Все это в комплексе приведет к снижению коррупции, экономии бюджетных средств и в итоге к стимулированию экономики, так как бизнес сможет на основе планов закупок строить собственные планы на будущее, а развитие конкуренции - стимулировать повышение эффективности.

Однако, как ни странно, риски внедрения федеральной контрактной системы кроются как раз в ее преимуществах. Дело в том, что новая система гораздо сложнее, чем та, что была раньше. Есть большой риск, что она начнет буксовать в бюрократических процедурах. Поэтому очень высокие требования нужно предъявлять к качеству подзаконных актов, которые пока не вышли. Нужно также стремиться минимизировать время их принятия и утверждения, а также ввода в действие.

И теперь первостепенными задачами единой автоматизированной системы управления госзакупками являются создание механизмов ведения планов закупок, планов-графиков, ввод новых способов размещения закупок, автоматизированных механизмов обоснования максимальной начальной цены и создание механизмов мониторинга, аудита и контроля в сфере закупок.


Возврат к списку

Позвоните нам бесплатно
Сегодня 12.11.2019

Блоги

В Крыму от приватизации шести предприятий ожидают получить 200 млн рублей

Власти Республики Крым рассчитывают получить не менее 200 млн рублей от приватизации шести государст...

Публикации

Госдума приняла в I чтении законопроект о регулировании в сфере электронной подписи 10.11.2019 Госдума приняла в I чтении законопроект о регулировании в сфере электронной подписи

«Собственный капитал удостоверяющих центров должен быть увеличен с 7 млн руб. до 500 млн и 1 млрд, размер страховой ответственности деятельности УЦ увеличивается с 30 млн до 300 и 500 млн рублей, срок аккредитации сокращается до трех лет - в настоящее время это 5 лет»

подробнее