Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:

Статьи

16.10.2024

Мошеннические стратегии на торгах по банкротству Как не попасть в ловушку?

подробнее

Публикации

ЦБ назвал направления для развития рынка цифровых финансовых активов 14.10.2024 ЦБ назвал направления для развития рынка цифровых финансовых активов

Об этом рассказал директор департамента инфраструктуры финансового рынка Банка России Кирилл Пронин во время своего выступления на форуме рейтингового агентства АКРА. «Базовые условия мы с вами создали, но всегда есть куда стремиться», – отметил он.

подробнее
/interview/439822/
Аккредитация на электронных торговых площадках, услуги агента. WhatsApp: +7 968 771-34-72

Интервью

Федеральная контрактная система будет понятна и прозрачна.

Федеральная контрактная система будет понятна и прозрачна.

Зам. министра экономического развития РФ А.Е. Лихачев.

Интервью заместителя министра экономического развития РФ А.Е. Лихачева «Российской Бизнес-газете» в связи с внесением на межведомственное согласование проект закона о государственных закупках.

- Алексей Евгеньевич, чем вызвана необходимость изменения законодательства о госзакупках?

- В первую очередь сегодня мы имеем недоверие общества к системе государственных закупок, к процедурам, открытости и честности проведения госзаказа. Причем недоверие у всех: и у бизнеса, и у самих чиновников. Кроме того, существующее законодательство не обеспечивает единства подходов к регулированию всего цикла государственных закупок. Принятый в 2005 году Федеральный закон N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" регулирует, по сути, процедуру организации торгов. При этом в законе крайне ограничены варианты допустимых способов размещения заказа. Не задействован инновационный потенциал государственного и муниципального заказа в интересах модернизации отечественной экономики.

Существующие ныне процедуры позволяют участвовать в размещении заказа и побеждать поставщикам с низкой квалификацией, не обладающим возможностями для исполнения государственного или муниципального контракта. Кроме того, предусмотренные законодательством механизмы обеспечения качества в основном направлены на применение санкций к поставщику по факту невыполненного контракта. В результате мы имеем двойной ущерб: не выполнен заказ по закупке товаров, работ и услуг необходимого качества, бюджетные средства не освоены и возвращены в бюджет.

Более того, с 2006 года регистрируется кардинальное увеличение государственного заказа, размещаемого на внеконкурсной основе, — антикоррупционный потенциал 94-ФЗ исчерпан.

- Но ведь именно Минэкономразвития в свое время было разработчиком данного закона, вы и сегодня продолжаете править его. Не проще ли и дальше работать в этом направлении, а не разрабатывать новую систему?

- Мы не снимаем с себя ответственности за действующий закон. Последние серьезные поправки, которые были приняты в мае, являются мостиком между процедурным законом 94-ФЗ и будущей федеральной контрактной системой. Править дальше его нельзя. В закон и так внесено более 20 пакетов поправок. Необходимо пересмотреть сам подход к регулированию закупок.

Принятый в 2005 году Федеральный закон N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" был абсолютно революционным для своего времени, благодаря ему были достаточно жестко отрегулированы процедуры проведения закупок, бизнес и общество получили доступ к информации о государственных конкурсах.

Но 94-й закон был направлен на решение достаточно узкого спектра задач, сейчас необходима принципиально новая правовая база для обеспечения качества закупок. От идеи прозрачной и эффективно администрируемой процедуры размещения заказа, лежащей в основе 94-го закона, необходимо переходить к идеологии эффективного управления всем циклом закупки. Это означает включение в единое правовое пространство этапа планирования закупок, осуществления конкурсных процедур, а затем и аудита выполненных контрактов.

Для государства это означает, что закупаться будет именно то, в том объеме и того качества, которые реально необходимы для удовлетворения государственных и муниципальных нужд.

Для общества переход к контрактной системе — это принципиально новый уровень прозрачности и публичного контроля. Если сейчас гражданские активисты находят и опротестовывают отдельные неадекватные заказы, то в логике контрактной системы оспорить закупку можно будет еще на стадии ее планирования. В принципе, все планы по закупкам из средств бюджетов всех уровней будут доступны общественности, заказчики обязаны будут обосновывать как саму потребность в закупке, так и ее стоимость. Это практически исключает закупки по неадекватным ценам и закупки предметов роскоши — то, с чем сейчас борются гражданские активисты. Более того, невозможными станут и совершенно недоступные для администрирования в рамках действующего сейчас законодательства другие "ненужные" закупки. Так, аудит выполненных контрактов сделает невозможным заведомо некачественное выполнение работ, благодаря которому, например, ремонт одного и того же участка дороги можно заказывать каждый год.

- В чем принципиальное отличие нового закона и контрактной системы от действующего порядка?

- Во-первых, федеральная контрактная система администрирует весь жизненный цикл государственного заказа: планирование закупки, конкурсная процедура, выполнение контракта, аудит результатов. Впервые предлагается регламентировать действия по прогнозированию и планированию обеспечения государственных и муниципальных нужд, установить состав обязательных документов планирования и определить порядок обоснования ключевых параметров планируемых контрактов в целях последующего мониторинга размещения и исполнения контрактов, анализа контрактных результатов.

Во-вторых, вводится персональная ответственность государственного заказчика не только за соблюдение процедур, но и за результаты исполнения контракта.

В-третьих, вводится более широкий набор инструментов размещения заказа и возможность определения процедуры отбора исполнителей госзаказчиком. При этом определенные ограничения, исключающие намеренное усложнение процедур для простых закупок или, напротив, излишнего усложнения для простых, в законе остаются. Но заказчик имеет возможность выбирать между несколькими равнозначными с точки зрения защиты конкуренции и обеспечения прозрачности процедуры вариантами, что дает ему возможность учитывать конкретную ситуацию закупки.

В-четвертых, законом предусмотрено создание центра ценовой информации, будет осуществляться постоянный мониторинг рынка, и заказчики будут иметь возможность адекватно оценивать стоимость закупаемых товаров, работ и услуг. И эта информация также будет доступна общественности.

В-пятых, вводится библиотека типовых контрактов. Это существенно облегчит переход к контрактной системе для заказчиков, а также унифицирует параметры государственных контрактов, по сути, это основа формирования единого правового поля госзаказа с понятными всем участникам правилами игры.

И еще одна характеристика нового закона, о которой стоит упомянуть: он будет проще и понятнее 94-ФЗ. И это совсем не малозначительная деталь. 94-ФЗ столько раз правили, он содержит столько отсылок, что, в конечном итоге, накопил такой объем внутренних противоречий, что его просто сложно не нарушить. Федеральная контрактная система будет понятна и прозрачна, в ней не будет "потайных ходов" и ловушек старого закона.

- Острую дискуссию вызывает сегодня вопрос о предварительной квалификации. Не получится ли, что предквалификация позволит "выбрасывать" из закупок неугодных участников? Какие требования смогут устанавливать заказчики?

- Предквалификация будет использоваться очень ограниченно, только в тех случаях, когда высоки риски от некачественного исполнения контракта, речь идет о сложной продукции, работах или услугах, которые, очевидно, может выполнить только квалифицированный исполнитель. В контрактной системе будут предложены четкие критерии закупок, для которых возможно проведение процедур с предквалификацией.

Возможные квалификационные требования и способы подтверждения исполнителем соответствия сейчас обсуждаются. В любом случае это будет закрытый и абсолютно понятный перечень. Мы полагаем, что это может быть правоспособность, финансовая устойчивость, наличие ресурсов для выполнения контракта, история выполнения государственных контрактов, наличие необходимых сертификатов, лицензий, допусков.

- А что будет с электронными торгами? Будут ли отменены обязательные электронные аукционы?

- Позиция министерства заключается в следующем: за электронными способами проведения торгов — будущее. И в рамках федеральной контрактной системы должны развиваться формы электронных закупок и по мере освоения технологий заказчиками всех уровней увеличиваться их объем. Но аукционы сами по себе, обычные или электронные, мы не считаем главным инструментом размещения заказа. Аукцион — это самая негибкая из процедур, когда оценка происходит пусть по самому объективному, но единственному критерию — цене. А это далеко не всегда эффективный способ определения победителя.

В проекте закона форма электронных аукционов остается, сохраняется и порядок определения перечня товаров, работ и услуг, которые могут закупаться только через аукционы. Но примат электронных аукционов, на котором настаивает Федеральная антимонопольная служба, мы не поддерживаем.

- Как планируется бороться с демпингом?

- Вопрос демпинга очень актуален. Цена действительно может быть низкой и реально, и искусственно. Как уже было сказано, закон предусматривает создание центра ценовой информации, осуществляющего постоянное исследование рыночной конъюнктуры. Этот центр должен дать заказчику инструмент не только определения начальной цены контракта, но и выявления заявок с аномально низкой ценой.

Мы предлагаем в случае подачи заявки с аномально низкой ценой наделить заказчика правом отклонить заявку по специальной процедуре. Решение и обоснование об отклонении заявки будет публиковаться заказчиком на официальном сайте о размещении заказа в сети Интернет.

Кроме того, законопроект предусматривает, что в случае подачи заявки с аномально низкой ценой участник размещения заказа обязан предоставить повышенное обеспечение исполнения государственного контракта в сравнении с общими требованиями обеспечения исполнения госконтракта.

- Будут ли расширены возможности финансирования и изменения параметров контракта?

- Подходы к финансированию будут меняться, здесь работы много.

Федеральная контрактная система, в первую очередь, предполагает большую гибкость авансирования контрактов, а также возможность переноса бюджетных средств на следующий год.

Расширение вариантов авансирования должно, с одной стороны, снизить риски заказчика, на случай недобросовестного поставщика, а с другой стороны, снизить издержки поставщика, который сейчас часто авансирует заказчика.

Законопроект предусматривает изменение порядка выделения подрядчикам авансов, а в ряде случаев увеличить объемы авансирования контрактов.

Что касается изменения параметров контракта, мы не считаем, что контракт — это замерший документ. Ситуация на тех или иных рынках динамично развивается, меняется рост цен, и это надо учитывать. Кроме того, могут меняться нормативно-правовые акты, влекущие существенное изменение условий выполнения контракта. Например, изменений требования к противопожарной безопасности или невозможность поставить товар в связи с его снятием с производства (например, лампы накаливания). Поэтому мы считаем, что по соглашению сторон и при наличии обстоятельств, оговоренных в законопроекте, можно разрешить менять условия контракта в определенных пределах (не более 10-20% количественного выражения условия контракта) при публичном оглашении такой возможности в документации о закупке и проекте контракта.

- Кто попадет под действие нового закона? Будут ли его нормы распространены на госкомпании и естественные монополии?

- Сейчас предпринимается ряд важных шагов по обеспечению прозрачности закупок госкомпаний, и это абсолютно необходимо, потому что госкомпании и естественные монополии представляют собой некую "серую зону" с точки зрения государственного администрирования. Мы подготовили свои предложения ко второму чтению законопроекта "О закупках товаров, работ, услуг государственными корпорациями (компаниями), субъектами естественных монополий, организациями коммунального комплекса". Наши предложения полностью лежат в логике федеральной контрактной системы: мы считаем, что госкомпании, так же как и госзаказчики, должны публиковать планы закупок, информировать о торгах через сайт госзакупок zakupki.gov.ru, сообщать о фактах внесения изменений в контракты. Мы полагаем, что после определенного переходного периода госкорпорации, естественные монополии и комплекс ЖКХ должны будут подчиняться федеральной контрактной системе.


Возврат к списку

Позвоните нам бесплатно
Сегодня 22.10.2024

Оборудование, машины

Рынок криптовалют

11.10.2024 MiCA (Markets In Crypto-Assets) : Важные изменения для криптокомпаний в ЕС.

MiCA (Markets in Crypto-Assets) — это законодательный акт Европейского Союза, направленный на регулирование рынка криптоактивов.  Предполагается, что законопроект повысит инвестиционную привлекательность ЕС и доверие к индустрии за счет единой лицензии и строгого контроля.

подробнее