Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:

Статьи

15.04.2024

Госдума приняла в I чтении законопроект о расширении полномочий АСВ по очистке балансов обанкротившихся банков

подробнее

Рынок криптовалют

06.05.2024

Российская IT-отрасль может потерять доступ к библиотекам открытого кода

подробнее
/pub/
Аккредитация на электронных торговых площадках, услуги агента. WhatsApp: +7 968 771-34-72

Налоги на недвижимость могут убить бизнес

Налоги на недвижимость могут убить бизнес 10.03.2015

Налоги на недвижимость могут убить бизнес

Рукина Ирина Михайловна — Академик РАЕН, доктор экономических наук, профессор, начальник отдела социально-экономического развития регионов России ИРЭИ, член Координационного совета, начальник Департамента международного сотрудничества Комитета по борьбе с коррупцией.

- Сегодняшние события в России, касающиеся монетизации льгот и других реформ, а также итогов и перспектив развития экономики, сейчас комментируются на самых разных уровнях, но в основном федеральными политиками, парламентариями и государственными экспертами, - сказала на своей недавней пресс-конференции председатель комиссии по экономической политике Московской городской думы Ирина Рукина. - Однако региональная законодательная власть, в том числе и московская, тоже не может молчать, у нас есть своя вполне определенная точка зрения на происходящие процессы. И она во многом кардинально отличается от позиции центра.

Прежде всего Ирина Рукина уверена, что сегодняшний уровень экономического развития России, включая и Москву, не позволял провести тотальную реформу социальной сферы в таком масштабе и с такой скоростью, которые определило руководство страны.

По ее мнению, еще в начале 90-х годов общество понимало необходимость кардинальных реформ, в частности приватизации. Но тогда шок вызвали не сами реформы, а их беспрецедентная скорость, глобальный масштаб и несоответствие результатов социальным ожиданиям. Однако это не послужило реформаторам уроком, и то же самое они проделывают с нами сейчас.

- Мало кто спорит, - говорит Ирина Рукина, - что живые деньги, которых будет хватать на все - транспорт, лечение, лекарства и т.п., - гораздо лучше льгот. Также трудно не согласиться с тезисом адресной денежной помощи. Но масштаб и, главное, сроки преобразований совершенно неадекватны реальности.

К тому же, считает депутат, время для новой реформы выбрано крайне неудачно. Экономика страны, вопреки утверждениям властей о ее благополучии, находится в очень тяжелом положении. Стало очевидно, что никакого удвоения ВВП в предписанные сроки ожидать не приходится, что роста экономики, несмотря на оптимистические заявления правительства, не происходит. То, что пытаются выдать за рост, - это всего лишь натужные попытки приблизиться к уровню развития прошлых лет. Но до сих пор объем промышленного производства и ВВП достигли лишь 82% от уровня 1989 года. Так что сегодняшние 6,7% прироста, по сути, не более чем попытка догнать прошлое.

Говоря о проблемах экономики промышленности, Рукина обращает внимание на то, что впервые Правительство России заговорило о необходимости промышленного развития, его инновационном характере. Но не становится ли тезис об инновационном развитии очередным плакатным лозунгом в стиле 70-80-х годов? Будет ли реально поддержана наука, созданы зоны свободной торговли, предприняты усилия по развитию технопарков, промышленных зон с особыми условиями - неизвестно. Москва, например, уже вплотную подходит к созданию промзоны Молжаниново, а условий для инвесторов сформулировать пока нельзя - нет решений на уровне Федерации. Более того, Минфин вообще категорически против любых особых зон…

Нет, по мнению Рукиной, и экономической базы для социальных реформ. Она, как уже говорилось, считает, что экономика страны стагнирует, увеличение золотовалютных резервов и стабилизационного фонда считать ростом нельзя. Это - показатели макроэкономические, а при социальных реформах нужно ориентироваться на кошелек россиянина.

- Поэтому время для масштабных социальных преобразований, - повторяет Ирина Михайловна, - выбрано абсолютно неверно. Как можно было отменять льготы в 2005 году, когда сам министр экономического развития Герман Греф во всеуслышание говорит, что только в 2008 году доходы населения России реально достигнут прожиточного минимума!

Она считает, что реформы вскоре ударят и по Москве, которой пока удалось справиться с ситуацией. Но у депутата нет уверенности, что, скажем, через год город сможет выдержать все бремя расходов, которые сейчас возложены на регионы. Тем более что все это будет происходить на фоне постоянного перераспределения средств в пользу федерального бюджета.

- Давайте обратимся к конкретным цифрам, - предлагает Рукина. - Налоговая реформа в 2003 году привела к выпадению из доходов города около 20 млрд. руб., в 2004 году - 10 млрд. В 2005 году наш бюджет не досчитается еще 14 млрд. руб. В условиях же, когда доходная база региона падает, а груз социальной ответственности возрастает, ожидать чудес не приходится. Чем это закончится? Не дай Бог, полной стагнацией, а то и кризисом экономики страны…

Тем более что в стране идет одновременно девять реформ, среди которых и монетизация льгот, и реформирование здравоохранения, образования, жилищно-коммунального хозяйства. Последнюю реформу, кстати, даже боятся обсуждать - настолько она болезненна.

- Мое опасение, - говорит Рукина, - вызывает еще и то, что промышленность, малый бизнес, сфера услуг, то есть те сферы, которые реально могли бы наполнить городской бюджет, вновь поставлены под удар. Дело в том, что налоги на доходы намереваются дополнить налогами на недвижимость и на имущество. Если бы общий баланс был сохранен, то беды бы не было. Если бы мы в один прекрасный момент стали платить меньше налогов на доходы и заработную плату, ЕСН и т.д. и ровно на эту сумму были бы введены налоги на имущество и недвижимость, это было бы допустимо, как говорится, что тот фунт, что этот фунт. Но пока ситуация противоположна - прежние налоги не снижаются, а гнет возрастает. Правда, новые налоги еще не приняты, но уже предлагается, чтобы базой для налогов на недвижимость стала ее рыночная стоимость! Это будет очень серьезным ударом как по кошельку гражданина, так и по счетам предприятий.

Комментируя недавнее выступление в Думе заместителя министра экономического развития Андрея Шаронова о среднесрочной программе развития страны, Ирина Рукина обращает внимание на его высказывание о том, что в Техасе 67% налогов формируется за счет налогов на недвижимость.

- Но в Техасе, - парирует она, - кроме этого налога, существует только один - налог с продаж. И все, никаких других налогов, даже подоходного, там нет. Плюс к тому 82% средств там находятся в безналичном обороте. А у нас собираются оставить налоги на труд, ЕСН и НДС и добавить к ним налоги на недвижимость, имущество и землю. И как тогда будет жить бизнес? Ему останется один выход - совсем уйти в тень, что сделать очень легко из-за того, что у нас за все платят наличными. А ведь уже сейчас как минимум 45% средств находятся в тени…

Уже несколько лет Ирина Рукина пробивает закон о минимальной почасовой оплате труда, считая, что впереди всех реформ должна идти реформа заработной платы и пенсий. Она с сожалением говорит, что эта идея поддержки не получает. Минэкономразвития, например, уверяет, что повышение зарплаты еще больше уведет деньги в тень.

- Мы никак не можем с этим согласиться, - говорит депутат, - поэтому именно Москва впервые в России установила самую высокую минимальную оплату труда. Сейчас московский закон, который центр поспешил отменить, а мы с этим не согласились, не позволяет платить любому работнику меньше 2500 рублей. К концу года, мы надеемся, МРОТ в столице достигнет 3600 рублей. И пока ничего в тень не ушло, наоборот, выросли поступления подоходного налога, а значительная часть денег вышла из тени. Ведь сейчас никто из частных работодателей не может показать, что у него зарплаты составляют 600-800 рублей.

На днях Ирина Рукина направила письмо на имя В.В. Путина, в котором предлагает, во-первых, законодательно закрепить норму почасовой оплаты труда не меньше 30 руб., а во-вторых, ежемесячно производить индексацию заработной платы с учетом инфляции.

Очень озабочена председатель комиссии МГД по экономической политике реформой ЖКХ. Она говорит, что фактически уже решен переход с 2008 года на 100-процентную оплату услуг этого комплекса. Но при нынешнем крайне низком уровне управления в ЖКХ, при существующем «никаком» менеджменте и отсутствии современного оборудования реформа принципиально невозможна, а вот удастся ли до 2008 года принципиально преобразовать систему управления в этой сфере, привлечь в нее малый бизнес, наладить конкурсную систему выбора обслуживающих фирм, установить по всему городу счетчики воды, тепла, газа, которые позволят людям экономить энергию, - абсолютно неизвестно.

К тому же людей нужно обеспечить информацией, считает Рукина. Она приводит личный пример - получила счет за квартиру, сумма которого в 2,5 раза выше прежней. Но даже она не знает - это сколько - 70, 80 или уже все 100% от той оплаты, что требует реформа? Ведь никто еще ни разу не сказал, что такое 100-процентная оплата - сколько это в действительности?!

Для депутата Московской думы это особенно важно, ведь именно здесь формируется бюджет города. Сейчас на ЖКХ Москва выделяет 19,6 млрд. руб. в год. А сколько средств освободится, если начнется полная оплата, хватит ли их, чтобы создать систему льгот для малоимущих? Это покрыто мраком, значит, кому-то этот мрак выгоден. К тому же у нее возникают серьезные опасения, что проведение очень дорогостоящей реформы ЖКХ будет вновь осуществляться за счет регионов-доноров, денег-то больше взять негде…

Проблем в действительности гораздо больше, но даже сказанное позволяет утверждать - кроме социальной напряженности и новых угроз для экономики, нынешние реформы не принесут ничего.


Возврат к списку

Позвоните нам бесплатно
Сегодня 12.5.2024

Оборудование, машины

Публикации

С первого июля 2024 года вступят в силу новеллы закона о приватизации. 15.04.2024 С первого июля 2024 года вступят в силу новеллы закона о приватизации.

Поправки внесены в закон о приватизации Федеральным законом от 06.04.2024 № 76-ФЗ. С первого июля 2024 года минимально допустимая цена госимущества заменит способ приватизации без объявления цены. Способ будет использоваться, если никто не купил объекты в рамках публичного предложения.

подробнее