Обзор рынка
Торговые комплексы в Москве и европейских городах. Кризисные особенности
В кризис пострадали все отрасли промышленности. Cтроительство и недвижимость, однако, приняли на себя едва ли не самый cильный удар. Причин здесь несколько, но самая, пожалуй, существенная – удорожание кредитного ресурса до уровня, при котором нормальная (незапредельная) рентабельности становится практически невозможной. Ритейл и строительство при ставках кредита от 20% и выше выжить не может. Итак, что же происходит на текущий момент в сегменте торговых центров, и каковы перспективы России и ее европейских соседей.По результатам исследований ULI/PWC, Москва занимает 5-6 место в Европе по инвестиционной привлекательности / аттрактивности для девелопмента. Первые места отошли «старой» Европе, а именно Мюнхену и Гамбургу. В упрощенном варианте объяснение в том, что более спекулятивные рынки развивающихся стран Европы отличает более высокая доходность, которая естественным образом сочетается с более высокими рисками. Кризис – это максимальное обострение экономических противоречий, в рамках которых наименьшая амплитуда спада – как правило – присуща именно развитым, стабильным странам западной (старой) Европы. Поэтому и повышается целесообразность инвестиций в консервативной Германии. К сожалению, по результатам того же исследования, Москва занимает лишь 27-е место по уровню рискованности кап. вложений.
Однако, есть и положительная сторона. По рейтингу Expedia/ JLL Москва заняла 9-е место по привлекательности именно торгового сегмента, обогнав при этом все остальные города развивающихся рынков центральной и восточной Европы. Это, правда, не так заманчиво для инвесторов, как 1-е место, которым Москва несколько лет подряд награждалась в рейтинге AT Kearney в начале века, однако положение все же не в стиле совсем «черного квадрата».
Ситуация в регионе центральной и восточной Европы очень непростая: по данным EuropaProperty.com, совокупный объем инвестиций в сектор коммерческой недвижимости снизился здесь на 30% по сравнению с предыдущим кварталом и на 70% по сравнению с 1 кварталом 2008 г. К сожалению, 95 % фактически осуществленных инвестиций приходится теперь на западную, а не восточную Европу.
На фоне однозначной нерискованности западной Европы, среди стран центральной и восточной Европы с положительной стороны традиционно выделяется Польша. Вспомним, что именно «через польский коридор» в Россию пришел целый ряд европейских марок и операторов, включая, например, Auchan. Да и теперь польская экономика не в столь плачевном положении. Риск суверенного дефолта ей не грозит. Все основные позитивные новости рынка торговой недвижимости в регионе и теперь приходятся на Польшу (например, открытие Cuprum Arena (35 тыс кВ м ) в Любине, закладка 75 000 комплекса в Ржешове, открытие первого кафе Starbucks в Варшаве). В наихудшем положении группа стран BUBHY (Болгария, Украина, страны Балтики, Венгрия).
Небезынтересной особенностью текущей ситуации является то, что если в Польше инвестиции направляются в направлении городов второго эшелона, то в России однозначно выделяется Москва и только Москва. Достаточно короткий период роста интереса к городам второго порядка ушел в прошлое, ведь помимо общего ажиотажа всероссийского бума он объяснялся административно-бюрократическими барьерами работы на высоко-конкурентном столичном рынке. Теперь же инвесторам, приходится еще раз обращаться к русской мудрости: я не такой богатый, чтобы покупать дешевые вещи. Кажущаяся дешевизна входа в региональные проекты обернулась почти полным коллапсом спроса со стороны арендаторов.
По сравнению с офисами и индустриальным сегментом, торговая недвижимость все же сохраняет относительную привлекательность.
То есть в целом, Россия остается на «радарах» потенциальных инвесторов торговой недвижимости. Предпосылки тому – совокупная емкость рынка и пока еще существенное отставание от западных стран по уровню обеспеченности качественными торговыми площадями.
Немаловажно и лестно для нас то, что до сего момента именно Москва лидирует по оборотам торговых операторов на кв. м площадей.
На Тверской обороты Zara достигали 30 тыс дол за кВ м. Аналогично рекордные показатели зафиксированы в ТРЦ Охотный Ряд и Европейский – около 25 тыс дол / кв. м. Средний показатель оборота IKEA по России – 14 300 дол / кв. м , что более, чем в 2 раза лучше средне-мировых достижений компании. В продуктовом сегменте ресурсы потребления, и соответственно, перспективы роста форматов супер- и гипермаркетов также весьма оптимистичны: в мировом масштабе Walmart фиксирует оборот 6 300 дол/кВ м, в то время как аналогичные показатели наших сетей (Седьмой континент, X5) колеблются в районе 9 000- 10 200 дол/ кв. м.
При всей не гомогенности ситуации с торговыми центрами различных стран, некоторые проблемы и вопросы у них все же общие. Для действующих объектов – это сохранение (в идеале) показателей операционного дохода, в для строящихся – приближение к планируемым показателями арендного дохода (естественно, с учетом заполняемости). Один из аспектов – это соотношение дохода от базовой ставки аренды и процента с оборота. Во времена предыдущего кризиса (то есть 1998 год) этот вопрос был неактуален, так как не было самого цивилизованного ритейла, а с его появлением практика процента с оборота возникла и прижилась не сразу.
Сейчас, арендаторы в ряде случаев стремятся попросту ограничить свои обязательства перед арендодателями одним лишь процентом с оборота, что для последнего весьма и весьма нежелательно. Помимо фактического увеличения риска недополучения доходов, сокращение базовой ставки ведет к сложностям во взаимоотношениях с банками, ведь в обычной практике жизни банк «засчитывает» именно базовую ставку. В финансовом анализе к проценту с оборота применяется иная ставка дисконтирования, отражающая более высокий уровень риска его получения.
В предпочтительном положении находятся центрально расположенные классические торговые центры с грамотной концепцией, хорошей доступностью, и хорошим пулом качественных/ платежеспособных арендаторов.
В Москве арендные ставки в таких объектах практически остаются без изменений. Сравним ситуацию с регионами, где ставки падают до 50%, и существенно растет доля свободных помещений. Перспективы сдачи помещений во вновь строящихся объектах становятся и вообще проблематичными.
Правилом хорошего тона арендаторов стало просить о скидках (в просторечии это называется рынок арендатора). Правило хорошего тона и критерий профессионализма арендодателя – сохранить жизнеспособность торгового центра. И здесь крайне нежелательны «пустые витрины», которые психологически не располагают покупателя к шоппингу. При хорошем управлении взаимоотношениями с арендаторами, доля свободных помещений не растет благодаря умелой комбинации временных скидок, маневрирования базовыми ставками и процентами с оборота. В ряде случаев новых торговых центров, приходится «завлекать» хорошую марку почти маргинальной базовой ставкой.
В Европе в целом ситуация сопоставима. Качественные объекты держаться, хотя арендаторы точно так же просят скидки, получение которых – как ведомо – негарантированно. Без замены арендаторов не обходится, однако если такой процесс ведет к улучшению пула, то объекту это только во благо. Например, в торговом центре West End Trigranit недавно подписал ряд новых договоров с 2010 года с очень престижными марками товаров сегмента одежды/обуви, наличие которых будет только способствовать увеличению стоимости актива. При этом смотря правде в глаза отрицать отсутствие позитивной динамики оборотов риейлероа, конечно, невозможно.
Сейчас даже корифеи макроэкономических прогнозов не могут прийти к общему мнению о том, чего ждать дальше, когда наступит точка невозврата, а свет в конце туннеля уже заведомо не будет лучом фары встречного поезда. В Москве, полагаю, ситуация начнет выправляться к 2012-2013 году. При этом произойдет «сокращение штатов» торговых центров в пользу наиболее профессиональных полноформатных схем и откровенных дискаунтеров.
Марианна Романовская,
Компания Trigranit Developer
Позвоните нам бесплатно
Новые предложения
180.000.000 Руб
Москва 3080Сегодня 6.12.2024
Продажа Акций
1.324.209.000 Руб
Москва 1971Оборудование, машины
Блоги
Федеральный закон от 11.03.2024 № 45-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – «Закон»), которым установлен ряд базовых положений об использовании цифровых финансовых активов (ЦФА) для исполнения внешнеторгов
Закон устанавливает, что в качестве встречного предоставления за товары (работы, услуги), информацию...