Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:

Статьи

15.04.2024

Госдума приняла в I чтении законопроект о расширении полномочий АСВ по очистке балансов обанкротившихся банков

подробнее

Рынок криптовалют

23.04.2024

Ускорители NVIDIA H100 лягут в основу японского суперкомпьютера ABCI-Q для квантовых вычислений

подробнее
/news/703083/
Аккредитация на электронных торговых площадках, услуги агента. WhatsApp: +7 968 771-34-72

Новости

ЛЕНТА НОВОСТЕЙ
Апрель 2024
gif
пн вт ср чт пт сб вс
01 02 03 04 05 06 07
08 09 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 01 02 03 04 05
gif

Контрольный пакет останется в руках государства, "поэтому миноритарии значимо влиять на деятельность компании не смогу.

«Совкомфлот» - приватизация или потихоньку распродаемся?

Уже в марте 2017 года может быть приватизирован пакет акций крупнейшей судоходной компании России - "Совкомфлота". Компания "Совкомфлот", на 100 процентов принадлежащая российскому государству, была названа в январе министром экономического развития России Максимом Орешкиным "первой целью приватизации в 2017 году". Продажа актива может состояться уже в марте или апреле, уточнил замминистра финансов Алексей Моисеев. Таким образом, в компании, история которой уходит в далекие 1970-е годы, может впервые появиться частный инвестор.

"Совкомфлот" был создан более 40 лет назад "как внешнеторговая организация для приобретения судов с привлечением кредитов иностранных банков и для оказания экспортных услуг в области морской транспортировки грузов по всему миру", говорится на официальном сайте компании. Решение об образовании предприятия было принято Совмином СССР в 1973 году.

В 1988 году "Совкомфлот" приобрел уникальный для того времени статус акционерного коммерческого предприятия с правом работать на зарубежных рынках. Учредителями выступили министерство морского флота СССР и советские судоходные предприятия. После распада Советского Союза "Совкомфлот" в 1993 году был преобразован в акционерную компанию. В начале 2000-х она начала активную  переориентацию на морскую транспортировку энергоресурсов.

Флот компании в 70-е годы сначала насчитывал два сухогруза. Сегодня это 145 судов, в том числе нефтяных танкеров, газовозов для транспортировки сжиженного природного газа, ледоколов и кораблей морской геофизической разведки. Как сообщил старший аналитик инвесткомпании "Альпари" Роман Ткачук, "по объему танкерных перевозок "Совкомфлот" занимает пятое место в мире". Помимо этого, компания занимается работой на шельфе, в частности, обслуживает нефтегазовые платформы в Арктике.

Говоря о финансовых показателях компании, эксперт заметил, что "в 2015 году чистая прибыль "Совкомфлота" выросла более чем в четыре раза (по сравнению с годом ранее), достигнув отметки в  355 млн долларов. Соответственно, выросли и дивиденды".

Соотношение чистого долга к EBITDA (прибыли до вычета расходов на выплату процентов, налогов и амортизацию. - Ред.) оценивается как приемлемое и составляет 3,5. Данные за 9 месяцев 2016 года менее позитивны: чистая прибыль  за этот период в сравнении с аналогичным периодом минувшего года сократилась на 26,8% - до 218,1 млн долларов.

Возглавляют "Совкомфлот" председатель совета директоров Илья Клебанов и гендиректор Сергей Франк. Оба в прошлом занимали высокие должности в правительстве РФ. Клебанов начинал карьеру госслужащего в 90-е годы в Санкт-Петербурге. В 1998 году он стал первым замом губернатора города, а в следующем году переехал в Москву и занял в правительстве Сергея Степашина должность вице-премьера, курировавшего ВПК. Этот пост Клебанов сохранил в правительствах и Владимира Путина, и Михаила Касьянова.

А в 2001 году также получил пост министра промышленности, науки и технологий. На этой должности Илью Клебанова в 2003 году сменил Андрей Фурсенко, а сам Клебанов вернулся в Петербург, став полномочным представителем президента в Северо-Западном федеральном округе. От госдолжностей его освободил в 2011 году тогдашний президент Дмитрий Медведев. В качестве причины был назван переход на новую работу, которой и стал "Совкомфлот" (штаб-квартира компании находится в городе на Неве).

Сергей Франк пришел в "Совкомфлот" на свою нынешнюю должность на семь лет раньше Клебанова - в 2004 году. До этого он в течение восьми лет занимал высокие посты в министерстве транспорта (от замминистра и первого замминистра до министра). В качестве главы Минтранса работал в шести составах Кабмина.

В ходе обещанной приватизации инвесторам будет предложено 25% минус одна акция "Совкомфлота". По мнению экспертов, несмотря на то, что пакет даже не блокирующий, интерес к нему все же будет. "Размещение блокпакета вызвало бы еще больший интерес, но государство не готово терять полный контроль в этом стратегическом активе", - объяснил Ткачук.

По его мнению, заинтересованность могут проявить российские нефтяные компании, "особенно "Роснефть" и "Лукойл", которые хотят вернуться к разработке своих проектов на шельфе Арктики". Получить комментарии относительно возможного участия в приватизации "Совкомфлота" в пресс-службах указанных компаний (равно как "Газпром нефти" и "Новатэка"), не удалось. Роман Ткачук также не исключает участия в сделке итальянского банка Intesa Sanpaolo, который "сотрудничает с российскими властями по вопросу приватизации активов". Банк, в частности, выступил в качестве кредитора в ходе недавней продаже пакета акций "Роснефти".

Начальник управления инвестиционно-банковских услуг "Новой инвестиционной группы" Анна Нагорных полагает, что "ввиду того, что к продаже предлагается миноритарный пакет акций, участие в приватизации интересно в первую очередь финансовым инвесторам, например, РФПИ (Российскому фонду прямых инвестиций. - Ред.) и партнерам фонда, прежде всего из Китая и Ближнего Востока". "Из профильных компаний интерес могут проявить иностранные инвесторы из отрасли, как, например, арабский оператор DP World", - отметила она.

За счет приватизации пакета акций "Совкомфлота" власти планируют пополнить бюджет на 24-30 млрд рублей. По словам Романа Ткачука, такая оценка вполне отражает рыночную стоимость актива и находится "на уровне мировых аналогов". Впрочем, получение денег - не единственная задача. Как подчеркнул министр Орешкин, приватизация также преследует цель роста качества корпоративного управления.

В последнем эксперты сомневаются. Как напомнил старший аналитик "Альпари", контрольный пакет останется в руках государства, "поэтому миноритарии значимо влиять на деятельность компании не смогут". Впрочем, добавил он, если в качестве акционеров придут нефтяники, возможна активизация совместной деятельности на арктическом шельфе.


Возврат к списку


Позвоните нам бесплатно
Сегодня 26.4.2024

Оборудование, машины

Блоги

Совет Федерации одобрил законопроект, упрощающий приватизацию имущества

Руководитель Федерального агентства по управлению государственным имуществом Вадим Яковенко принял у...

Публикации

С первого июля 2024 года вступят в силу новеллы закона о приватизации. 15.04.2024 С первого июля 2024 года вступят в силу новеллы закона о приватизации.

Поправки внесены в закон о приватизации Федеральным законом от 06.04.2024 № 76-ФЗ. С первого июля 2024 года минимально допустимая цена госимущества заменит способ приватизации без объявления цены. Способ будет использоваться, если никто не купил объекты в рамках публичного предложения.

подробнее