Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:

Статьи

15.04.2024

Госдума приняла в I чтении законопроект о расширении полномочий АСВ по очистке балансов обанкротившихся банков

подробнее

Рынок криптовалют

23.04.2024

Ускорители NVIDIA H100 лягут в основу японского суперкомпьютера ABCI-Q для квантовых вычислений

подробнее
/news/702578/
Аккредитация на электронных торговых площадках, услуги агента. WhatsApp: +7 968 771-34-72

Новости

ЛЕНТА НОВОСТЕЙ
Апрель 2024
gif
пн вт ср чт пт сб вс
01 02 03 04 05 06 07
08 09 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 01 02 03 04 05
gif

Совладельцам банкротов найдут кресла в зале суда

Несостоятельность не освобождает от ответственности

Совет федерации вчера утвердил поправки к закону о банкротстве, дополняющие появившийся полгода назад в законодательстве институт субсидиарной ответственности при банкротстве. Главное изменение в механизме — существенное упрощение привлечения к ответственности виновных в банкротстве собственников бизнеса. Взамен лица, привлекаемые к субсидиарной ответственности, получат формальный статус участника банкротства, смогут оспаривать требования кредиторов, а при предъявлении регрессных исков по такой ответственности — сами входить в число кредиторов на равных правах с другими кредиторами. Кроме того, изменения позволяют номинальным руководителям организации-банкрота сделки с судом. В ФНС, настаивавшей на правках закона, полагают, что основным результатом будет изменение смысла самого банкротства — сейчас оно слишком часто рассматривается как способ ухода и от долгов в целом, и от уплаты налогов.

Совет федерации утвердил принятые ранее Госдумой в трех чтениях поправки к закону «О несостоятельности (банкротстве)», а также к КоАП, изменяющие и дополняющие механизмы субсидиарной ответственности контролирующих несостоятельные компании собственников при банкротстве. Сама по себе субсидиарная ответственность была введена в законодательство еще в начальной редакции первой части ГК, но была очень ограничена и стала применяться только после введения специальных правил в законе о банкротстве 127-ФЗ. Впоследствии она многократно уточнялась, в том числе антиотмывочным 134-ФЗ, но работоспособность вызывала массу вопросов. Последним федеральным законом, которым пытались латать дыры, был №488-ФЗ от 28 декабря 2016 года. В частности, была введена субсидиарная ответственность вне процедуры банкротства в случаях, когда само банкротство было невозможно или нецелесообразно.

Также в результате принятия закона 488-ФЗ появилась возможность для кредитора получить право требования к субсидиарному ответчику, тем самым преодолевая возможные злоупотребления путем продажи прав требования к ответчику по заниженной стоимости.

Впрочем, большая часть подразумеваемых законом 488-ФЗ изменений в силу не вступила, было решено, что правила субсидиарной ответственности требуют дальнейших изменений. Судебная практика последних лет показала, что сам по себе механизм субсидиарной ответственности работает в суде как институт, однако результаты его применения долгое время были минимальными (см. интервью с заместителем главы ФНС Сергеем Аракеловым) — банкротство в РФ устроено так, что вынесенные решения не давали ни кредиторам, ни бюджету в лице ФНС значимого увеличения конкурсной массы. ФНС и эксперты в итоге настояли на том, что в законе о банкротстве появилась отдельная большая глава, детально описывающая механизмы субсидиарной ответственности. Уточнены и материально-правовые основания для привлечения к ней, и процессуальные особенности такого привлечения, и привлечение к ответственности за пределами банкротства, и нормы о переводе кредиторами на себя прав взыскателя по такой ответственности. Самое главное, введены четкие правила определения виновного лица, направленные на преследование лиц, действительно управлявших деятельностью, направленной на банкротство, а не номинальных руководителей.

Напомним, уже при обсуждении в 2016 году, до появления закона 488-ФЗ, механизм сам по себе критиковался частью юридического сообщества. Формально субсидиарная ответственность по долгам несостоятельной организации может рассматриваться как создание исключений в основополагающем механизме гражданского оборота — ограниченной ответственности юридических лиц. С одной стороны, общий вектор действий ФНС в последние годы, в том числе отразившийся в появлении в Налоговом кодексе в ст. 54–1 на прошлой неделе (объявление незаконным использования схем налоговых злоупотреблений), заключается в том, что объектом налогообложения должны являться реальные сделки, а уход от уплаты налогов или иных обязательных платежей через умышленное оформление операций компании особым способом недопустим. Субсидиарная ответственность при банкротствах как раз и вводилась исходя из того, что в части случаев объявление несостоятельным юрлица, по сути, может использоваться как один из способов неуплаты налогов и в более широком рассмотрении — долгов кредиторам. С другой стороны, так или иначе ограниченная ответственность — привилегия, дающаяся государством строго определенным видам юрлиц: слишком сильное смещение баланса в интересах кредиторов и государства искажало бы работу этого общеэкономического механизма.

В новом формате института банкротства эта проблема решается несколькими способами. В первую очередь лица, привлекаемые к субсидиарной ответственности, становятся полноценными участниками банкротства. Только суд может принимать к их активам обеспечительные меры, они могут предъявлять в процессе свои требования, наконец, предъявив регрессный иск к компании-банкроту, они могут стать кредиторами, но после требований остальных кредиторов. По существу, фактически контролирующие несостоятельное юрлицо структуры в случае привлечения к ответственности становятся с другой стороны в процессе — одним из пострадавших от банкротства. Кроме этого, в законе теперь точно оговорены случаи, в которых субсидиарная ответственность применяется. Это оставляет де-факто «добросовестные» банкротства реально отделенного от акционеров юрлица в рамках ограниченной ответственности, субсидиарная ответственность остается специальным, а не общеприменимым механизмом.

Тем не менее такое существенное изменение, видимо, повлияет на сам институт банкротства — в ФНС надеются, что это разблокирует в последние годы слабо работающие положения законодательства о досудебных соглашениях в предбанкротных состояниях и механизмах финансового оздоровления. Измениться может и практика уголовного преследования за преднамеренное банкротство. Пока неизвестно, как будет работать практика крупного вознаграждения арбитражного управляющего за эффективное привлечение по субсидиарной ответственности (до 30% от реально полученных сумм), это существенно усиливает фигуру арбитражного управляющего в банкротстве. Наконец, пока сложно предсказать, как будет работать появляющийся в законе механизм соглашений номинального руководителя банкрота с судом. Первые итоги изменения законодательства будут уже в этом году.

Дмитрий Бутрин   https://www.kommersant.ru/doc/3367188


Возврат к списку


Позвоните нам бесплатно
Сегодня 25.4.2024

Оборудование, машины

Блоги

Совет Федерации одобрил законопроект, упрощающий приватизацию имущества

Руководитель Федерального агентства по управлению государственным имуществом Вадим Яковенко принял у...

Публикации

С первого июля 2024 года вступят в силу новеллы закона о приватизации. 15.04.2024 С первого июля 2024 года вступят в силу новеллы закона о приватизации.

Поправки внесены в закон о приватизации Федеральным законом от 06.04.2024 № 76-ФЗ. С первого июля 2024 года минимально допустимая цена госимущества заменит способ приватизации без объявления цены. Способ будет использоваться, если никто не купил объекты в рамках публичного предложения.

подробнее