Новости
ЛЕНТА НОВОСТЕЙ | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Июнь 2025 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
![]() |
|
![]() |

Механизм привлечения контролирующих лиц к субсидиарной ответственности пропишут в законе о банкротстве
Минэкономразвития разработало и внесло в правительство поправки ко второму чтению правительственного законопроекта, прописывающие критерии привлечения к субсидиарной ответственности в деле о банкротстве, говорится в сообщении на сайте правительства.Поправки в закон о банкротстве и Кодекс об административных правонарушениях правительство внесло в Госдуму 29 марта 2016 года, они прошли первое чтение 22 апреля того же года.
СУБСИДИАРНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ БЕНЕФИЦИАРОВ
Поправки ко второму чтению дополняют закон о банкротстве новой главой III.2 (Ответственность руководителя должника и иных лиц в деле о банкротстве). В законе появятся такие новые статьи, как 61.10 (Контролирующее должника лицо), ст. 61.11 (Субсидиарная ответственность за невозможность полного погашения требований кредиторов), 61.12 (Субсидиарная ответственность за неисполнение обязательств по подаче (несвоевременную подачу) заявления должника), ст. 61.14 (Право на подачу заявления о привлечении к субсидиарной ответственности) и другие.
Согласно документу, лицом, контролирующим должника, может быть физическое или юридическое лицо, которое в течение трех лет до возникновения признаков банкротства могло давать должнику обязательные для исполнения указания или как-то по-другому определять его действия, в том числе по условиям сделок. Например, быть родственником или начальником руководителя или членов органов управления обанкротившейся компании, иметь полномочия на заключение сделок от имени должника, быть главным бухгалтером, финансовым директором должника или как-то по-другому влиять на руководство компании.
Пока не доказано обратное, считается, что руководитель банкрота или его управляющей компании, члены исполнительных органов управления должника, его ликвидатор и члены ликвидационной комиссии считаются контролирующими лицами. Кроме того, к ним относятся те, кто мог распоряжаться более 50% голосующих акций акционерного общества, более чем половиной долей уставного капитала ООО или более чем половиной голосов в общем собрании участников компании, а также извлекли выгоду из незаконного поведения представителей компании. Арбитражный суд может признать контролирующим лицом по иным основаниям, говорится в законопроекте.
Законопроект налагает на них субсидиарную ответственность по обязательствам должника, если из-за их действий (один из пяти пунктов) компания не может полностью погасить требования кредиторов. Например, одобрение сделки, которая нанесла кредиторам существенный вред, искажение данных бухучета и отчетности и отсутствие этих и других необходимых документов на момент вынесения определения о введении наблюдения, внесение недостоверных сведений в ЕГРЮЛ. При этом арбитражный суд вправе уменьшить или полностью освободить от субсидиарной ответственности, если гражданин докажет, что будучи учредителем или руководителем фактически не оказывал определяющего влияния на его работу, то есть был номинальным руководителем и указал на настоящего бенефициара.
Обратиться с требованием привлечь к субсидиарной ответственности смогут арбитражный управляющий, конкурсные кредиторы, представитель работников, сами работники и бывшие сотрудники, перед которыми есть задолженность, а также уполномоченные органы. Подать заявление можно будет в течение трех лет со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о наличии оснований для привлечения к субсидиарной ответственности, но не позднее трех лет со дня признания должника банкротом или прекращения производства по делу.
ВОЗНАГРАЖДЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО УПРАВЛЯЮЩЕГО
Законопроект также дополняет ст. 20.6 закона о банкротстве (Вознаграждение арбитражного управляющего в деле о банкротстве) новым пунктом. При расчете процентов по вознаграждению арбитражного управляющего не будет учитываться удовлетворение требований кредиторов за счет средств от привлечения контролирующих лиц к субсидиарной ответственности.
Управляющий сможет получить стимулирующую часть вознаграждения - это 30% средств, поступивших в конкурсную массу в связи с исполнением судебного акта о привлечении бенефициара к субсидиарной ответственности. Если бенефициар погасил задолженность в результате заявления управляющего о привлечении к ответственности и это будет доказано, то арбитражный управляющий сможет получить эту стимулирующую часть вознаграждения. Однако суд сможет снизить размер выплаты или вовсе отказать в ней управляющему, если погашение долга произошло из-за действий других лиц.
Как сообщалось, в первом квартале 2017 года суды привлекли к ответственности 279 лиц, контролирующих компании, признанные несостоятельными, что в 3 раза больше, чем в первом квартале 2016 года. Одной из главных проблем эксперты считают то, что кредиторам сейчас редко удается получить компенсацию своих требований в результате банкротства компаний. "Доля компаний, ничего не выплачивающих кредиторам, в последние годы стабильна, около 70%, вот и во II квартале их было 67%. Всего 4% требований кредиторов в реестре было удовлетворено по завершенным делам, эта доля также исторически не превышает 6%", - сказал "Интерфаксу" руководитель проекта "Федресурс" Алексей Юхнин.
Распределение банкротств по отраслям за прошедшее полугодие практически не изменилось. По данным базы "СПАРК-Интерфакс", из 30 тыс. компаний, которые на 23 июня находились в стадии конкурсного производства, 20% приходится на строительство, 18% - на оптовую торговлю, 12% - на сферу операций с недвижимым имуществом и 7% - на сельское хозяйство.
Среди компаний, признанных банкротами во втором квартале 2017 года, - три стратегических предприятия, в том числе два унитарных предприятия Федеральной службы исполнения наказаний в Кировской и Оренбургской областях, а также ОАО "Конструкторское бюро автоматических систем" (Самарская обл.); шесть субъектов естественных монополий, в том числе ОАО "Автокран" (Ивановская обл.), МУП "Водоканал-1" (Пермский край), ООО "Байкальские коммунальные системы" (Бурятия).
Copyright © 1989 - 2017 Интерфакс
Позвоните нам бесплатно
Новые предложения
Сегодня 16.6.2025
Продажа Акций
Оборудование, машины
Блоги
Современные финтех-сервисы делают платежи за рубеж быстрыми и надежными
Что такое криптопроцессинг и как он работает? Криптопроцессинг — это автоматизированная система для...