Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:

Статьи

15.04.2024

Госдума приняла в I чтении законопроект о расширении полномочий АСВ по очистке балансов обанкротившихся банков

подробнее

Рынок криптовалют

12.04.2024

Криптовалюта будет использоваться во внешних расчетах, заявила глава ЦБ Эльвира Набиуллина.

подробнее
/pub/
Аккредитация на электронных торговых площадках, услуги агента. WhatsApp: +7 968 771-34-72

Наличие такой лицензии у поставщика (исполнителя) уже дает заказчику некую гарантию того, что его заказ будет выполнен согласно договорных условий

Наличие такой лицензии у поставщика (исполнителя) уже дает заказчику некую гарантию того, что его заказ будет выполнен согласно договорных условий 21.08.2018

Заказчик требует лицензию в сфере Гособоронзаказа.. А нужна ли она Вам?

Бирюков  Сергей Николаевич  Генеральный директор ООО «Оборонконсалтинг», эксперт-практик в сфере правового сопровождения государственного оборонного заказа, консультант по заказам и поставкам ведущих предприятий военно-промышленного комплекса.Телефон: +7 (495) 134-2150, Email: gd@oboronconsulting.ru

Необходимость лицензирования в сфере Гособоронзаказа (ГОЗ) при исполнении заданий ГОЗ является очень актуальной проблемой для многих предприятий, особенно для тех, кто участвует (или намеревается участвовать) в исполнении ГОЗ в кооперации различного уровня, а также для тех, кто исполняет (или собирается исполнять) договора с головными исполнителями.

Заказчики всех уровней заинтересованы в том, чтобы отсекать от исполнения заданий ГОЗ различные «фирмы - однодневки», недобросовестных поставщиков, предприятия, которые объективно не могут выполнять те или иные работы (оказывать те или иные услуги) с должным качеством и в установленные сроки, и поэтому зачастую все чаще и чаще указывают в своей тендерной документации, условиях госконтрактов и договоров такое требование, как наличие у всех соисполнителей (контрагентов, поставщиков) лицензии в сфере Гособоронзаказа.

Наличие такой лицензии у поставщика (исполнителя) уже дает заказчику некую гарантию того, что его заказ будет выполнен согласно договорных условий, поэтому понять его такие требования можно и требования эти вполне законны, хотя они существенным образом ограничивают конкуренцию и зачастую создают проблемы самому заказчику.

Но на самом ли деле всем предприятиям, которые участвуют в кооперации по исполнению того или иного госконтракта по ГОЗ необходимо иметь лицензию в сфере Гособоронзаказа, даже если этого требует заказчик? Существует ли для всех них необходимость лицензирования, если такой лицензии нет? Вопрос очень и очень сложный и далеко не всегда однозначный. К примеру, головной исполнитель исполняет госконтракт по постройке военного корабля и заказывающим органом госзаказчика головному исполнителю поставлено условие по привлечению всех соисполнителей (поставщиков, контрагентов) до последнего уровня кооперации в рамках этого госконтракта только при наличии у них лицензий в сфере Гособоронзаказа. Но если некая фирма намеревается производить и поставлять в рамках этого госконтракта, к примеру, мебель, или судовые трубы, то относится ли ее продукция к вооружению и военной технике и подлежит ли вследствие этого данная фирма лицензированию в сфере Гособоронзаказа? То есть насколько обоснованы по отношению к ней требования заказчика о наличии такой лицензии и насколько актуальна необходимость лицензирования?

Согласно пункта 3 «Положения о лицензировании разработки, производства, испытания, установки, монтажа, технического обслуживания, ремонта, утилизации и реализации вооружения и военной техники» (далее- Положение), введенного в действие Постановлением Правительства РФ от 13 июня 2012 г. №581 к терминам «вооружение и военная техника» относят следующие понятия:

"вооружение" - средства, включая составные части, предназначенные для поражения живой силы, техники, сооружений и других объектов противника, а также средства, непосредственно обеспечивающие их применение (наведение, пуск, управление и обслуживание);
"военная техника" - технические средства, предназначенные для боевого, технического и тылового обеспечения деятельности и обучения войск (сил), а также для контроля и испытания вооружения и военной техники.
При этом гражданская (общепромышленная) продукция, к числу которой также относятся детали, агрегаты, оборудование, запасные части и комплектующие изделия, которые изготавливаются для применения в продукции военного и гражданского назначения по единым требованиям и единым технологиям не относятся к вооружению и военной технике.

Исходя из этого, постараемся ответить на первый вопрос для нашего примера, то есть, относится ли мебель и судовые трубы, поставляемые в рамках этого заказа на военный корабль, к вооружению и военной технике? Если у заказчика нет каких-либо особых требований к такой мебели и таким трубам, если такая продукция не изготавливается по особым техническим условиям (или техническому заданию) заказчика специально для военного заказа, то ответ на такой вопрос для любого специалиста в этой сфере однозначен – нет, не относится!

Постараемся ответить и на второй вопрос, нужна ли такой фирме, поставляющей на военный корабль мебель и судовые трубы, лицензия в сфере Гособоронзаказа на этот вид деятельности в рамках данного госконтракта, и есть ли необходимость лицензирования? Ответ для специалиста также достаточно очевиден - нет, поскольку если поставляемая продукция не относится к ВВТ, то и лицензировать нечего!

Но ведь требование заказчика о наличии лицензии остается, и, как правило, он слабо прислушивается к доводам (даже вполне разумным), которые ему пытается привести потенциальный соисполнитель (поставщик, контрагент). И что остается делать такому потенциальному исполнителю госзаказа? Подавать документы в лицензирующий орган на получение лицензии в области ВВТ?

Но сможет ли такая фирма получить лицензию на производство ВВТ, имея в виду судовую мебель или судовые трубы, поставляемые в рамках данного госконтракта? Поскольку мебель и судовые трубы, как мы уже отметили выше, относятся к гражданской (общепромышленной) продукции, изготавливается для военных и гражданских заказчиков по единым требованиям и технологиям, лицензии в области вооружения и военной техники для таких поставок (работ, услуг) не требуется. Поэтому ответ здесь также достаточно очевиден – такой фирме получить лицензию в области ВВТ, скорее всего, не реально, поскольку лицензирующий орган не сможет отнести данную продукции к вооружению и военной технике!

Но как все это доказать заказчику и главное, как решить эту проблему? Сделать это достаточно сложно, ведь на страже требования госзаказчика о наличии лицензии стоит и заказывающее управление, и военное представительство Минобороны России, контролирующее выполнение данного заказа, и головной исполнитель. А тем временем и у головного исполнителя появляются проблемы: есть надежная фирма поставщик, готовая поставить продукцию на корабль, но данная фирма не имеет лицензии в сфере Гособоронзаказа и не сможет ее объективно получить в лицензирующем органе. Но кто же тогда будет поставлять мебель и трубы на корабль? Вопрос остается без ответа, а контракт – под угрозой срыва.

Тем не менее, выход из этой ситуации есть, и компания "Оборонконсалтинг" всегда готова прийти на помощь предприятиям, которые в ней оказались или могут оказаться. При этом мы решаем три проблемы:

относим продукцию, которую поставляет или собирается поставлять предприятие в рамках того или иного контракта (договора) к тому или иному классу Единого кодификатора предметов снабжения (ЕКПС);
в официальном порядке решаем вопрос об отнесении той или иной продукции по выбранным классам ЕКПС к вооружению и военной технике;
если эта продукция не относится к вооружению и военной технике и об этом имеется официальное заключение уполномоченного органа, мы решаем вопрос о получении со стороны Минпромторга России заключения о том, что предприятие по данной продукции и по данным классам ЕКПС не нуждается в лицензировании в сфере Гособоронзаказа, необходимость лицензирования отсутствует.
Логика при этом очень просто проста, если Ваша продукция не может быть отнесена к вооружению и военной технике, нет необходимости и лицензироваться в сфере Гособоронзаказа, поскольку нет самого предмета лицензирования!

Наличие таких официальных заключений заменит Вам наличие самих лицензий в сфере Гособоронзаказа, и с ними Вы будете правомочны поставлять продукцию (выполнять работы, оказывать услуги) в рамках того или иного госконтракта (договора) по Гособоронзаказу. При этом крайне желательно также иметь сертификат соответствия СМК предприятия требованиям ГОСТ ISO 9001-2011, ГОСТ РВ 0015-002-2012, в получение которого мы также с готовностью поможем. Такой комплект документов, как правило, удовлетворяет самых требовательных и привередливых заказчиков и поможет Вам решить такую проблему, как необходимость лицензирования.

Необходимость лицензирования, отнесение продукции к вооружению и военной технике это достаточно сложные задачи, решение которых под силу только профессиональным специалистам! У нас накоплен большой опыт решения таких вопросов. С нашей помощью многие предприятия решили проблемы отнесения своей продукции к ВВТ и необходимости лицензирования, и в настоящее время успешно продолжают участвовать в исполнении заданий государственного оборонного заказа.


Возврат к списку

Позвоните нам бесплатно
Сегодня 19.4.2024

Оборудование, машины

Блоги

Совет Федерации одобрил законопроект, упрощающий приватизацию имущества

Руководитель Федерального агентства по управлению государственным имуществом Вадим Яковенко принял у...

Публикации

С первого июля 2024 года вступят в силу новеллы закона о приватизации. 15.04.2024 С первого июля 2024 года вступят в силу новеллы закона о приватизации.

Поправки внесены в закон о приватизации Федеральным законом от 06.04.2024 № 76-ФЗ. С первого июля 2024 года минимально допустимая цена госимущества заменит способ приватизации без объявления цены. Способ будет использоваться, если никто не купил объекты в рамках публичного предложения.

подробнее