Росимущество будет настаивать на использовании в малой приватизации многофункциональных центров, реформировании системы продаж и внедрении электронных торгов.
15.05.2017
Институт федеральных государственных унитарных предприятий неэффективен, необходимо ввести нормативный запрет на создание новых ФГУПов, полагают в Росимуществе. В целом необходимо совершенствовать систему корпоративного управления. О таких идеях сообщит сегодня глава Росимущества Дмитрий Пристансков в ходе итоговой коллегии за 2016 год.
“Ъ” ознакомился с материалами Росимущества к годовой коллегии за 2016 год. Напомним, это ведомство отвечает за федеральное имущество и его приватизацию, а также за корпоративное управление в госкомпаниях. Конкретных сроков и механизмов введения запрета на создание новых ФГУПов не указано. Отметим, предложение возникло на фоне медленных темпов сокращения числа унитарных предприятий. На 1 января 2017 года ФГУПов было 1141, тогда как на ту же дату 2015 года — 1178. В 2017 году нужно будет добиться сокращения числа ФГУПов, основанных на праве хозяйственного ведения, на 20%, считают в ведомстве. Ранее Дмитрий Пристансков заявлял, что к 2018 году его ведомство должно полностью завершить реорганизацию ФГУПов — часть должна быть акционирована, а предприятия, необходимые для государственных целей, преобразованы в бюджетные учреждения (см. “Ъ” от 15 августа 2016 года).
Отметим, в Белом доме нет единого мнения о судьбе ФГУПов и унитарных предприятий: ФАС ранее винила их в монополизации экономики и предлагала согласовывать их создание, но эти предложения отклонила Госдума. На экономическую неэффективность ФГУПов указывали в Счетной палате и «Открытом правительстве». Вместе с тем многие ведомства стараются сохранить подведомственные им унитарные предприятия. В конце 2016 года 64 ФГУПа, важных «для обороны и безопасности» (государственных СМИ, оборонных и фармацевтических предприятий), были выведены из-под ужесточения контроля их закупок, сохранив возможность использовать более мягкий закон о закупках госкомпаний вместо закона о госзакупках.
В целом необходимо «переопределить систему управления государственными активами», отмечают в Росимуществе, указывая на недостаточную эффективность действующих корпоративных процедур. Среди возможных мер — «повышение прозрачности, например независимые директора, общественные советы». При этом само Росимущество фиксирует: число независимых директоров в АО с госучастием снизилось (с 393 в 2015 году до 189 в 2016-м в компаниях, не включенных в специальный перечень с контрольным и блокирующим участием государства).
Кроме того, в ведомстве считают, что нужно активнее выяснять целевые функции компаний (изучать работу предприятия и профильного ведомства в поисках ответа на вопрос, нужен ли государству такой актив). Без знания целевого назначения, говорится в презентации ведомства, государство обременяется ненужными активами и упускает выгоду от их использования (что приводит к коррупционным рискам) — поэтому их нужно либо развивать, либо передать их в частные руки. В 2016 году целевые функции удалось определить для 100% ФГУПов (хотя в плане было 60%) и для 49% федеральных государственных учреждений (по плану 5%).
При этом в Росимуществе допускают рост доли госслужащих в органах управления и контроля АО с государственным участием — по планам агентства, она должна составить в 2017 году не более 50%, хотя в 2016 году их было меньше 30%.
Не полностью выполнило Росимущество и план приватизации крупнейших объектов — в 2016 году таких сделок должно было пройти не менее четырех, по факту их оказалось три (АЛРОСА, «Башнефть» и «Роснефть»). Ранее в Минэкономики, курирующем Росимущество, отмечали, что для крупнейших сделок может быть целесообразно ждать более благоприятных условий. В Росимуществе же намерены добиваться от «большой приватизации», которая в 2016 году принесла чуть меньше 400 млрд руб., прозрачности и роста финансовой отдачи.
Доходы же от малой приватизации в 2016 году, по данным Росимущества, превысили планы (8,5 млрд руб.) на 0,9 млрд руб.. Годом ранее малая приватизация принесла в казну 7,3 млрд руб. Среди проблем в Росимуществе называют непрозрачность и акцент на продажу недвижимости, а не бизнеса, предлагая вести постприватизационный мониторинг и продавать «бизнес-единицы» вместо недвижимости. Кроме того, Росимущество будет настаивать на использовании в малой приватизации многофункциональных центров, реформировании системы продаж и внедрении электронных торгов. Напомним, ранее Минэкономики предложило перевести в электронный вид все торги по приватизации и аренде государственного и муниципального имущества и увязать их с госзакупками (см. “Ъ” от 10 февраля).
"ВЕДОМОСТИ"
Росимущество объявило поход на ФГУПы
Дмитрий Пристансков Глава РосимуществаИнститут федеральных государственных унитарных предприятий неэффективен, необходимо ввести нормативный запрет на создание новых ФГУПов, полагают в Росимуществе. В целом необходимо совершенствовать систему корпоративного управления. О таких идеях сообщит сегодня глава Росимущества Дмитрий Пристансков в ходе итоговой коллегии за 2016 год.
“Ъ” ознакомился с материалами Росимущества к годовой коллегии за 2016 год. Напомним, это ведомство отвечает за федеральное имущество и его приватизацию, а также за корпоративное управление в госкомпаниях. Конкретных сроков и механизмов введения запрета на создание новых ФГУПов не указано. Отметим, предложение возникло на фоне медленных темпов сокращения числа унитарных предприятий. На 1 января 2017 года ФГУПов было 1141, тогда как на ту же дату 2015 года — 1178. В 2017 году нужно будет добиться сокращения числа ФГУПов, основанных на праве хозяйственного ведения, на 20%, считают в ведомстве. Ранее Дмитрий Пристансков заявлял, что к 2018 году его ведомство должно полностью завершить реорганизацию ФГУПов — часть должна быть акционирована, а предприятия, необходимые для государственных целей, преобразованы в бюджетные учреждения (см. “Ъ” от 15 августа 2016 года).
Отметим, в Белом доме нет единого мнения о судьбе ФГУПов и унитарных предприятий: ФАС ранее винила их в монополизации экономики и предлагала согласовывать их создание, но эти предложения отклонила Госдума. На экономическую неэффективность ФГУПов указывали в Счетной палате и «Открытом правительстве». Вместе с тем многие ведомства стараются сохранить подведомственные им унитарные предприятия. В конце 2016 года 64 ФГУПа, важных «для обороны и безопасности» (государственных СМИ, оборонных и фармацевтических предприятий), были выведены из-под ужесточения контроля их закупок, сохранив возможность использовать более мягкий закон о закупках госкомпаний вместо закона о госзакупках.
В целом необходимо «переопределить систему управления государственными активами», отмечают в Росимуществе, указывая на недостаточную эффективность действующих корпоративных процедур. Среди возможных мер — «повышение прозрачности, например независимые директора, общественные советы». При этом само Росимущество фиксирует: число независимых директоров в АО с госучастием снизилось (с 393 в 2015 году до 189 в 2016-м в компаниях, не включенных в специальный перечень с контрольным и блокирующим участием государства).
Кроме того, в ведомстве считают, что нужно активнее выяснять целевые функции компаний (изучать работу предприятия и профильного ведомства в поисках ответа на вопрос, нужен ли государству такой актив). Без знания целевого назначения, говорится в презентации ведомства, государство обременяется ненужными активами и упускает выгоду от их использования (что приводит к коррупционным рискам) — поэтому их нужно либо развивать, либо передать их в частные руки. В 2016 году целевые функции удалось определить для 100% ФГУПов (хотя в плане было 60%) и для 49% федеральных государственных учреждений (по плану 5%).
При этом в Росимуществе допускают рост доли госслужащих в органах управления и контроля АО с государственным участием — по планам агентства, она должна составить в 2017 году не более 50%, хотя в 2016 году их было меньше 30%.
Не полностью выполнило Росимущество и план приватизации крупнейших объектов — в 2016 году таких сделок должно было пройти не менее четырех, по факту их оказалось три (АЛРОСА, «Башнефть» и «Роснефть»). Ранее в Минэкономики, курирующем Росимущество, отмечали, что для крупнейших сделок может быть целесообразно ждать более благоприятных условий. В Росимуществе же намерены добиваться от «большой приватизации», которая в 2016 году принесла чуть меньше 400 млрд руб., прозрачности и роста финансовой отдачи.
Доходы же от малой приватизации в 2016 году, по данным Росимущества, превысили планы (8,5 млрд руб.) на 0,9 млрд руб.. Годом ранее малая приватизация принесла в казну 7,3 млрд руб. Среди проблем в Росимуществе называют непрозрачность и акцент на продажу недвижимости, а не бизнеса, предлагая вести постприватизационный мониторинг и продавать «бизнес-единицы» вместо недвижимости. Кроме того, Росимущество будет настаивать на использовании в малой приватизации многофункциональных центров, реформировании системы продаж и внедрении электронных торгов. Напомним, ранее Минэкономики предложило перевести в электронный вид все торги по приватизации и аренде государственного и муниципального имущества и увязать их с госзакупками (см. “Ъ” от 10 февраля).
"ВЕДОМОСТИ"
Позвоните нам бесплатно
Новые предложения
180.000.000 Руб
Москва 3080Сегодня 5.10.2024
Продажа Акций
217.786.000 Руб
Москва 2145Оборудование, машины
1.360.000 Руб
Грузовой тягач седельный MAN18.400 Блоги
Федеральный закон от 11.03.2024 № 45-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – «Закон»), которым установлен ряд базовых положений об использовании цифровых финансовых активов (ЦФА) для исполнения внешнеторгов
Закон устанавливает, что в качестве встречного предоставления за товары (работы, услуги), информацию...