Рынок госзакупок России с учетом закупок государственных компаний составляет 15 трлн рублей.

Что мешает малому и среднему бизнесу работать с системой госзакупок?
Несмотря на обещания государства о предоставлении малому бизнесу доступа к значительной части госзакупок, на практике малому и среднему предпринимательству (МСП) достается лишь толика госзаказов. Представитель «Деловой России» Сергей Фахретдинов постарался объяснить причины такого положения дел.Рынок госзакупок России с учетом закупок государственных компаний составляет 15 трлн рублей. Такой объем средств может быть использован для развития МСП, в том числе и инновационного. Для доступа к этому рынку малых компаний никакого бюджетного инвестирования не нужно, что нельзя сказать о МСП, для поддержки которого государство вводит различные меры поддержки.
Уже не в первый раз среднему и малому бизнесу пытаются открыть путь в систему госзакупок, выделяя на это квоты. Первый раз госзаказчиков обязали заключать 10% контрактов с МСП, в 2014 году — 15%, а в июле 2015 года правительство планирует увеличить планку до 18%, из которых 10% госконтрактов необходимо будет заключать
напрямую и 8% - с субподрядчиками. Однако все меры квотирования не помогают решить проблему доступа МСП к госзакупкам.
Работа под маленькие фирмы .
Согласно закону, при расчете квоты МСП заказчики должны принимать в расчет процент заключенных соглашений с компаниями, которые задекларировали
свою принадлежность к малым предпринимательствам. Таким образом, чтобы обойти квоту, исполнителю госзакупки достаточно представиться малым предприятием, что даже документально не нужно доказывать. На практике случались прецеденты, когда «малыми» называли себя компании, входящие в сотню лучших по выручке. Для обхода квоты госзаказчики также активно используют приписки, создают фиктивные малые фирмы подделывают отчетность — составляют договора не на реального исполнителя госзакупки, а сторонние фирмы.
Традиционной же схемой считается адаптация конкурсной документации под определенных поставщиков. Таким образом, участники электронных торгов часто сталкиваются с показушной конкуренцией и рейдерством.
Что нужно малому бизнесу?
Все вышеприведенные проблемы представляют собой преграды, но есть и такие вопросы, без решения которых МСП в большей своей массе так и не сможет подступиться к госзаказам.
1. Отсутствие списка профессиональных поставщиков. К 1 октября этого года в правительстве должен быть подготовлен единый реестр субъектов МСП. Он должен стать, своего рода, репутационным ориентиром для малых фирм, а для крупного предпринимательства — источником информации о профессионализме и качестве работы малого бизнеса. После введения единого реестра упростится привлечение МСП к цепочкам поставщиков. Еще одно важное качество реестра
— возможность узнать отрасль деятельности и продукцию каждой компании, наличие у нее сертификатов соответствия, опыта в госзакупках, кредитной истории
Сейчас задачу по созданию единого реестра поставщиков поручили налоговой службе, но ей одной сделать эту работу не под силу. К созданию реестра вместо налоговой стоило бы привлечь некоммерческую организацию, созданную объединениями предпринимателей, Росреестром, ФНС и Минэкономразвития. Затем готовый реестр следовало бы интегрировать с официальным сайтом госзакупок.
2. Бесполезность совещательных органов. Из всех 664 госкомпаний только 40 организовали советы по общественному аудиту планируемых и проводимых госзакупок. Из них только 10 можно назвать работающими, в остальных члены совещательного органа представлены сотрудниками или самой компании или аффилированных с ней структур.
3. Отсутствие возможности инновационного внедрения. Несмотря на активный интерес госзаказчиков к внедрению технологических инноваций, осуществить свое стремление им мешает наличие административных барьеров. «Деловая Россия» предложила несколько проектов, призванных преодолеть их. Например,
бизнесмены предлагают внести изменения в документ по техническому регламенту о безопасности сооружений, что позволит внедрять в строительные отрасли
инновационные материалы.
Также предприниматели советуют правительству ввести для госзакупок инновационной продукции новые критерии. Закупать ее можно было бы по специальным процедурам и квотам с ориентировкой на долгосрочное сотрудничество с исполнителем. В общем, необходимо практиковать закупку эффективных, а не дешевых
материалов и оборудования, и заменить контроль проведения тендеров по формальным критериям на оценивание их результатов — стали ли они причиной
повышения эффективности работы предприятия, сообщает torg94.ru.
Позвоните нам бесплатно
Новые предложения
Сегодня 17.2.2025
Продажа Акций
1.324.209.000 Руб
Москва 1971Оборудование, машины
Блоги
Федеральный закон от 11.03.2024 № 45-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – «Закон»), которым установлен ряд базовых положений об использовании цифровых финансовых активов (ЦФА) для исполнения внешнеторгов
Закон устанавливает, что в качестве встречного предоставления за товары (работы, услуги), информацию...