Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:

Экспертное мнение

Пять преимуществ владения недвижимостью через ЗПИФ 16.04.2018 Пять преимуществ владения недвижимостью через ЗПИФ

Преимущества такого формата делают его всё более популярным у собственников крупных объектов коммерческой недвижимости, ориентированных на прозрачный и легальный бизнес.

подробнее

Статьи

17.04.2018

Мировое соглашение не должно изменять период подозрительности сделок должника при банкротстве - ВС РФ

подробнее

Рынок криптовалют

16.04.2018

Cointext запускает приложение для отправки BCH без доступа в интернет

подробнее

Разграничение госсобственности на землю

Разграничение госсобственности на землю

Разграничение госсобственности на землю

На момент принятия Земельного кодекса 2001 г. в государственной собственности, по данным Росземкадастра, 92,5% всех земель РФ находилось в государственной собственности. Значительную часть этих земель, естественно, составлял лесной фонд и земли водного фонда. Из 7,5% земель, которые не относятся к государственным, 7,1% земель составляют земельные доли из состава земель сельхозназначения, 0,4% — это земли физических лиц (дачные, садовые участки, а так же земли, приватизированные под промышленными предприятиями до 2000 г.). После принятия нового Земельного кодекса в 2000 г. вышел Федеральный закон «О разграничении государственной собственности на землю», который должен был разграничить собственность на землю на уровне федеральном, субъектов Федерации и местной администраци. Закон о разграничении государственной собственности на землю устанавливал правила и процедуру разграничения госсобственности, в соответствии с которыми должны были быть разработаны, сформированы и согласованы перечни хозяйств всех земельных участков РФ по уровням собственности: федеральным, субъектам Федерации, местной администрации. На 01 января 2005 г. результаты реализации закона можно охарактеризовать следующим образом: удалось сформировать дела по 307 тыс. земельных участков, в том числе по 106 тыс. земельных участков, право собственности на которые возникает у РФ, по 46,3 тыс. земельных участков, право собственности на которые возникает у субъектов Федерации и по 158 тыс. земельных участков, право собственности на которые возникает у муниципальных образований. Согласовано было свыше 50 тыс. земельных участков и направлено на утверждение в Правительство РФ. Правительством были утверждены перечни, включающие 22 тыс. земельных участков, в т.ч. 11 тыс. федеральных, зарегистрировать право собственности РФ удалось только на 6,3 тыс. земельных участков, т.е. около 2% .
Структура земельного фонда в 2001 г. по формам собственности на землю показана на рис. 2.2., а после 5 лет действия закона о разграничении государственной собственности на землю — на рис. 2.3.
РИС. 2.2. СТРУКТУРА ЗЕМЕЛЬНОГО ФОНДА РФ ПО ФОРМАМ СОБСТВЕННОСТИ ДО РАЗГРАНИЧЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СОБСТВЕННОСТИ НА ЗЕМЛЮ

РИС. 2.3. СТРУКТУРА ЗЕМЕЛЬНОГО ФОНДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ФОРМАМ СОБСТВЕННОСТИ НА 1 ЯНВАРЯ 2005 Г.

После принятия нового Земельного кодекса в 2000 г. вышел Федеральный закон «О разграничении государственной собственности на землю», который должен был разграничить собственность на землю на уровне федеральном, субъектов Федерации и местной администрации.
Закон о разграничении государственной собственности на землю устанавливал правила и процедуру разграничения госсобственности, в соответствии с которыми должны были быть разработаны, сформированы и согласованы перечни хозяйств всех земельных участков РФ по уровням собственности: федеральным, субъектам Федерации, местной администрации. На 1 января 2005 г. результаты реализации закона такие: удалось сформировать дела по 307 тыс. земельных участков, в том числе по 106 тыс. земельных участков, право собственности на которые возникает у РФ, по 46,3 тыс. земельным участкам, право собственности на которые возникает у субъектов Федерации и по 158 тыс. земельным участкам, право собственности на которые возникает у муниципальных образований. Между тремя уровнями государственной власти было согласовано, что в перечни по разграничению госсобственности войдут свыше 50 тыс. земельных участков. Этот перечень был направлен на утверждение в Правительство РФ. Правительством были утверждены перечни, включающие 22 тыс. земельных участков, в т.ч. 11 тыс. федеральных, зарегистрировать право собственности РФ удалось только на 6,3 тыс. земельных участков (около 2%).
Такой разрыв между количеством сформированных дел и количеством земельных участков показывает на многие сложности и недостатки в процедуре разграничения прав собственности, которые не позволяют реализовать процесс в установленные государством сроки.
Во-первых, процедура весьма сложна из-за огромного количества документов и согласований; во-вторых, из-за больших денежных затрат на геодезические, межевые и землемерные работы; в-третьих, и это, наверное, главное, из-за противоречия интересов между субъектами Федерации и органами местной администрации, которые не позволяют быстро выполнить задачи по разграничению госсобственности на землю.
Среди регионов, где безболезненно произошло формирование и согласование разграниченных земельных участков надо выделить Приморский край РФ, где в течение 2002 – 2003 гг. были полностью разграничены по уровням собственности все земельные участки, составлены перечни и предоставлены для согласования в Правительство РФ. В результате Приморский край является счастливым исключением из правила. Для большинства других субъектов РФ процесс разграничения земельных участков является предметом споров между Правительством РФ и субъектами Федерации РФ. Особенно нужно выделить Москву, Сочи и ряд национальных республик, признающих Федеральное законодательство лишь формально.
Например, в Москве объектами, подлежащими приватизации из федеральной собственности, являлись земли под всеми государственными учреждениями, рекреационными зонами, предприятиями федерального назначения и т.д., это значит, фактически все, кроме жилых кварталов и хлебозаводов. Московские власти категорически не могли согласиться с этим, так как именно они несут ответственность и все издержки по содержанию коммуникаций, дорог и других элементов общегородской инфраструктуры в должном состоянии. Поэтому городские власти зачастую оспаривали в суде решения территориального агентства Росимущества по Москве о приватизации земельных участков. Несмотря на это, к 2006 г. около 200 предприятий на территории Москвы получили свидетельства собственности на земельные участки по решению суда. При этом выкуп был осуществлен по минимальной ставке — 5-кратной к земельному налогу.
В соответствии с Законом «О федеральном бюджете на 2005 г.» средства от продажи земельных участков за вычетом расходов на их продажу перечисляются по следующим нормативам:
    * за земельные участки, находящиеся в государственной собственности до разграничения госсобственности на землю, на которых расположены объекты недвижимости, находившиеся до приватизации в собственности субъектов Федерации, 100% выкупной цены направляется в бюджеты субъектов РФ;
    * за земельные участки, находящиеся в федеральной собственности до разграничения госсобственности на землю, на которых расположены объекты недвижимого имущества, приватизировавшиеся из федеральной собственности, 100% выкупной цены направляется в федеральный бюджет;
    * за земельные участки, находящиеся в госсобственности до разграничения государственной собственности на землю, на которых расположены иные объекты недвижимого имущества, 100% выкупной цены направляется в местные бюджеты;
    * за иные земельные участки, находящиеся в госсобственности до разграничения государственной собственности на землю, в федеральный бюджет — 15%, в бюджеты субъектов Федерации — 35%, в бюджеты городов Москвы и Санкт-Петербурга — 85%, в местные бюджеты, за исключением бюджетов Москвы и Санкт-Петербурга — 50%.
Для целого ряда регионов вопросы собственности на землю противоречат другим законодательным актам РФ. Так, в Кабардино-Балкарии знаменитые горнолыжные курорты объявлены федеральной собственностью, но в данном случае это противоречит законам о территориях проживания малочисленных народов — у балкарцев не оказывается собственной территории проживания и на этом основании в республике до сих пор не решены условия согласования перечня земельных участков и проведения разграничения собственности на землю.
Огромную роль в продвижении процессов разграничения сыграло Постановление Правительства № 576 «О порядке распоряжения земельными участками до разграничения госсобственности». В соответствии с этим Постановлением, порядок приватизации земельных участков должен происходить с учетом того, как была приватизирована недвижимость на данном участке: если в 1990-е гг. она приватизировалась из федеральной собственности, то и земельный участок должен выкупаться из федеральной собственности, если из собственности субъектов Федерации, то и земельный участок должен выкупаться там же. В соответствии с Постановлением № 576 осуществляются процессы разграничения госсобственности на землю во многих регионах РФ, в том числе в Московской области. Территориальные агентства Минимущества РФ (ныне Росимущества) по Московской области выпускают постановления о приватизации земельных участков под предприятиями федерального значения, которые были приватизированы в 1990-е гг., затем Российский фонд федерального имущества заключает договор о выкупе земельного участка в собственность и после выкупа происходит регистрация права в ЕГРП. Процессы приватизации на основе Постановления № 576 занимают от полугода до 1 года и не приводят к противодействию властей различного уровня, которые характерны для Правительств Москвы и ряда других регионов РФ.
1 июня 2006 г. вступил в силу Федеральный закон «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации», Федеральный закон «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», Федеральный закон «О государственной регистрации прав на недвижимость». В соответствии с этими законами, распоряжение земельными участками, являющимися федеральной собственностью, «осуществляется после государственной регистрации права собственности на них». Это означает, что земельными участками в федеральной собственности признаются только те участки, права на которые зарегистрированы до принятия настоящего закона. Далее закон указывает, что «отсутствие государственной регистрации права собственности на земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, не является препятствием для осуществления распоряжения ими». Распоряжение такими земельными участками осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов, а в административных центрах соответствующими органами местного самоуправления.
С нашей точки зрения, принятие этого закона ограничивает возможности признания земельных участков федеральной собственностью и не дает разъяснений по процедуре разграничения собственности на землю между соответствующими органами власти субъектов Федерации и местного самоуправления. Ближайшее время покажет все «дыры» данного закона. С принятием данного Федерального закона процедура разграничения госсобственности не упростилась, а запуталась и усложнилась.


Возврат к списку

Позвоните нам бесплатно
Сегодня 20.4.2018

Блоги

Стали известны новые требования к банкам, выдающим гарантии в сфере госзакупок

С 1 июня этого года гарантии для обеспечения заявок и контрактов смогут выдавать банки, которые соот...

Публикации

ЦБ РФ создаст Фонд непрофильных активов объемом 1,1 трлн рублей на базе банка «Траст» 17.04.2018 ЦБ РФ создаст Фонд непрофильных активов объемом 1,1 трлн рублей на базе банка «Траст»

Банк России создаст Фонд непрофильных и «плохих» активов объемом 1,1 трлн рублей на базе банка «Траст», сообщил журналистам зампредседателя регулятора Василий Поздышев. ЦБ рассчитывает вернуть значительную часть этих средств.

подробнее
159-ФЗ 44-ФЗ