Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:

Статьи

10.07.2025

Комплексный обзор рынка платёжных агентов РФ на июнь 2025 года .Налоговые органы РФ усиливают внимание к платёжным агентам. особенно тем, кто занимается международными расчётами с «недружественными» странами.

подробнее

Публикации

Новые международные проекты по использованию цифровых валют центральных банков в трансформации трансграничных расчетов. 09.07.2025 Новые международные проекты по использованию цифровых валют центральных банков в трансформации трансграничных расчетов.

Маслов Алексей Васильевич. Член совета директоров МП Банка, сопредседатель комитета Ассоциации банков России по платежным системам.

подробнее
/news/698933/
Аккредитация на электронных торговых площадках, услуги агента. WhatsApp: +7 968 771-34-72

Новости

ЛЕНТА НОВОСТЕЙ
Июль 2025
gif
пн вт ср чт пт сб вс
30 01 02 03 04 05 06
07 08 09 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30 31 01 02 03
gif

Ни власть, ни бизнес не сделали выводов из уроков Олимпиады в Сочи.

Почему в России продолжают банкротиться строительные организации?

Сочи-2014 обошлись России в 1,5 трлн руб., став самыми дорогими Олимпийскими играми в истории. 98% этих денег потрачено на строительство, но почти никто из подрядчиков не сумел на этом заработать. Из-за непроработанной проектной документации объекты порой дорожали в разы, разницу подрядчики компенсировали из своего кармана.

Сразу же после Олимпиады прекратили деятельность корпорация «Инжтрансстрой» бывшего главы Госстроя Ефима Басина и НПО «Мостовик» Олега Шишова. «Инжтрансстрой» построил в Сочи 14 объектов на 70 млрд руб. Компания получила иски от субподрядчиков на миллиарды рублей и объявила о ликвидации. Омский «Мостовик» построил порядка 30 объектов на 70 млрд руб. и впоследствии подал на собственное банкротство. Компания объяснила этот шаг гигантскими олимпийскими убытками. Корпорация «Трансстрой» (к слову, преемник Министерства транспортного строительства СССР) построила несколько объектов инфраструктуры к Олимпиаде и также получила несколько миллиардов убытков.

Позднее чиновники свалили всю вину на самих же подрядчиков, мол, надеялись покрыть предыдущие убытки за счет сверхприбыли в Сочи. Ведь никого туда насильно не затаскивали: все строители сами подписывались под условиями контрактов, не останавливали стройки, когда видели перерасходы, надеясь, что государство на Олимпиаде экономить не будет.

Олимпиада должна была стать уроком и для властей, и для самого бизнеса – тот, по идее, должен был более осмотрительно подходить к выбору госконтрактов. Но этого не произошло. Почему? Сами строители называют несколько причин. Основная – не изменилась система регулирования отрасли, которая вроде бы работает в рыночной экономике, но по правилам, разработанным еще в Советском Союзе. На торги выставляются объекты с сырой документацией, а устаревшие сметные нормы не дают возможности просчитать стоимость проектов, при этом заказчики не несут никакой ответственности. Победителем торгов признается участник, предложивший наименьшую цену. Это вкупе с экономическим кризисом также вымывает игроков из отрасли.

Ситуация в сфере инфраструктурного строительства очень сложная, например, мостостроительных организаций в дееспособном состоянии в стране остались единицы, констатирует первый вице-президент «Сибмоста» Владислав Кошкин. По его словам, заказы уменьшаются, рентабельность по многим из них отрицательная, а стоимость стройматериалов растет опережающими темпами. «Мы рассыпаемся: еще пара лет в нынешних условиях – и генподрядчики исчезнут как класс», – прогнозирует один из подрядчиков.
Почти банкроты

За первое полугодие текущего года обанкротилось почти вдвое больше компаний, чем за аналогичный период прошлого года, и в 15 раз больше, чем в первом полугодии 2014 г. По данным Рейтингового агентства строительного комплекса (РАСК), в I квартале 2016 г. банкротами признаны 665 компаний по сравнению с 360 и 50 годом и двумя ранее. Предварительная оценка числа банкротств по итогам II квартала – 823 (470 и 50 соответственно). За два года доля просроченной задолженности в структуре общей задолженности строительных компаний выросла в 4 раза: с 5% по состоянию на начало 2014 г. до 18–20% по состоянию на конец II квартала 2016 г., указывает гендиректор РАСКа Николай Алексеенко. Банки кредитуют не всех, а ставки баснословные. Например, одна из самых успешных на этом рынке компаний – «Мостотрест» – занимает под 15,5% и тенденции к уменьшению ставки нет, сообщал недавно заместитель гендиректора Олег Танан.

В декабре прошлого года начата процедура банкротства «Трансстроя». Процедура наблюдения введена еще в одной структуре «Трансстроя» – ЗАО «Инжиниринговая корпорация «Трансстрой». То же самое произошло в петербургском «Мостоотряде-19». «Мостоотряд-19» – «еще буквально вчера лучшая мостостроительная компания страны», характеризовал ее вице-губернатор Петербурга Игорь Албин.

В июне введена процедура наблюдения в «Волгомосте», который входил в пятерку лидеров мостостроительной отрасли России. Если в 2011 г. его портфель заказов составлял 19 млрд руб., то в 2015 г. – всего 426 млн руб., а долги, по данным «СПАРК-Интерфакса», превысили 11 млрд руб. В отношении гендиректора Сергея Зинченко возбуждены уголовные дела. К слову, они появились после критики президента России Владимира Путина в марте на совещании по развитию Крыма и Севастополя. Тогда вице-премьер Дмитрий Козак доложил ему о срыве сроков строительства трассы Керчь – Симферополь из-за недобросовестного проектировщика. Документацию готовил «Гипротрансмост-Крым», аффилированный с «Волгомостом». «Этот недобросовестный проектировщик сколько денег схомячил?» – поинтересовался Путин. 280 млн руб., ответил Козак. «Схомяченную» сумму проектировщик требует у государства через суд.

Резко сократили портфели заказов УСК «Мост», ПК «Термосервис», «Сибмост», на грани банкротства «Стройгазконсалтинг» (бывший подрядчик «Газпрома», также занимался дорожным строительством). В прошлом году из состава акционеров УСК «Мост» вышел друг Путина Геннадий Тимченко. Он разочаровался в подрядном бизнесе и не получил тех дивидендов, на которые рассчитывал, говорили близкие к нему люди. Уход Тимченко совпал с падением портфеля заказов компании: если в 2013 г. он составлял 46,7 млрд руб., то в 2014 г. – всего 5 млрд руб. (данные «СПАРК-Интерфакса»). В июне введена процедура наблюдения в одной из крупных «дочек» «Моста» – хабаровском «Тоннельном отряде № 12 – «Бамтоннельстрое» (выручка в 2014 г. – 4,8 млрд руб.).

В июле Сургутнефтегазбанк предупредил о намерении обанкротить одного из ведущих мостостроителей в России – компанию «Сибмост». «Сибмост» ведет переговоры по реструктуризации долга, сказал Кошкин. За два года прекратили свою деятельность московские подрядчики НПО «Космос», «Мосинжстрой», «Горнопроходческих работ № 1».

Причин этих банкротств – огромное количество, считает высокопоставленный федеральный чиновник: «Заказчики строительства часто ставят подрядчиков в невыносимые условия и вынуждают их идти на убытки, но и часть подрядчиков выводят деньги, получив авансы». «С рынка уходят лучшие компании, опыт и компетенции которых нельзя будет быстро восстановить. Посмотрите – все мировые генподрядчики насчитывают столетнюю историю, – комментирует управляющий директор ВЭБ ФЦСФ Илья Пономарев. – Мост, который «Мостовик» строил на острове Русский, отказались строить даже японцы, сказав, что невозможно построить в эти сроки и за эти деньги. А он построил шикарный объект. Модель его компании обеспечивала и сроки, и качество, и инновации. Но сегодня об инновациях даже никто не вспоминает».
Проблемы регулирования

Одна из ключевых проблем – некачественная проработка проектной документации, считает руководитель группы стратегического и операционного консультирования KPMG Алексей Назаров. «Для определения окончательной стоимости объекта нужна готовая проектная документация. Вариантов других нет, – соглашается подрядчик. – Поэтому запроектируй, получи на все деньги, сформируй земельный участок и только потом выставляй его на торги». Немцы и китайцы тратят на проектирование 2/3 времени и в оставшуюся треть строят. У нас наоборот: пятую часть времени проектируют, потом долго строят, параллельно дорабатывая документацию, продолжает он.

Еще два года назад ассоциация «Инженерные изыскания в строительстве» указывала на сокращение инженерных изысканий более чем в 2 раза – с 76 млрд руб. в 2013 г. до 36 млрд руб. в 2014 г. «Хотя они составляют только 1–2% от общей стоимости строительства, цифры позволяют прогнозировать изменение объемов строительства в будущем», – говорилось в их письме. Инженерные изыскания – основа для проектирования зданий и сооружений: они дают информацию о рельефе, геологических, экологических, гидрометеорологических условиях строительства. Изыскательские работы должны занимать от шести до девяти месяцев, на деле госзаказчики пытаются сэкономить – сократить срок их проведения и затраты. «Если изыскания делать, как положено, то истории, что «строили-строили и вдруг напоролись на карстовые породы», быть не может, – рассуждает крупный подрядчик. – Если это случилось, то заказчик должен по полной спросить с изыскателя. Но как он это сделает, если сам торопил его и не дал возможности качественно провести все работы?»

Яркий пример – строительство космодрома Восточный, где по фактам коррупции возбуждено порядка 20 уголовных дел. Вице-премьер Дмитрий Рогозин, курирующий проект, всю вину за хищения переложил на субподрядчиков. Основные объекты космодрома Восточный строили без государственной экспертизы и без проектной документации, сообщал ФБК Алексея Навального: выяснилось, что ракета «Союз-2» не подошла по размерам помещению космодрома, а разработка рабочей документации стартового комплекса космодрома для запуска ракеты за 425 млн руб. выполнялась уже после начала строительства и, судя по госконтракту, шла всего три дня – с 15 по 18 декабря 2014 г.

«Если заказчик не выполнил обязательства – есть гражданское право, иди и защищай свои права, – парирует жалобы строителей федеральный чиновник. – Если ты боишься госзаказчика – зачем ты вообще заключаешь контракт? Или не вступай с ним в сговор и не жалуйся». «Если ты не будешь платить зарплаты тысячам людей, которые у тебя работают, то получишь сотни уголовных дел, поэтому и вынужден браться за любую работу на любых условиях», – отвечает на это один из подрядчиков.

"ВЕДОМОСТИ"


Возврат к списку


Позвоните нам бесплатно
Сегодня 11.7.2025

Оборудование, машины

Блоги

Ваш личный мультивалютный криптокошелек

InternetCashBanx - криптокошелек нового поколения, безопасный, функциональный и удобный инструмент д...

Рынок криптовалют

07.07.2025 Платформа для неттинга трансграничных расчетов в санкционных юрисдикциях

Платформа для неттинга трансграничных расчетов - это современное решение для банков и бизнеса, позволяющее эффективно и безопасно проводить международные расчеты в условиях санкций и регуляторных барьеров

подробнее