Новости
ЛЕНТА НОВОСТЕЙ | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Июль 2025 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
![]() |
|
![]() |

Почему в России продолжают банкротиться строительные организации?
Сочи-2014 обошлись России в 1,5 трлн руб., став самыми дорогими Олимпийскими играми в истории. 98% этих денег потрачено на строительство, но почти никто из подрядчиков не сумел на этом заработать. Из-за непроработанной проектной документации объекты порой дорожали в разы, разницу подрядчики компенсировали из своего кармана.Сразу же после Олимпиады прекратили деятельность корпорация «Инжтрансстрой» бывшего главы Госстроя Ефима Басина и НПО «Мостовик» Олега Шишова. «Инжтрансстрой» построил в Сочи 14 объектов на 70 млрд руб. Компания получила иски от субподрядчиков на миллиарды рублей и объявила о ликвидации. Омский «Мостовик» построил порядка 30 объектов на 70 млрд руб. и впоследствии подал на собственное банкротство. Компания объяснила этот шаг гигантскими олимпийскими убытками. Корпорация «Трансстрой» (к слову, преемник Министерства транспортного строительства СССР) построила несколько объектов инфраструктуры к Олимпиаде и также получила несколько миллиардов убытков.
Позднее чиновники свалили всю вину на самих же подрядчиков, мол, надеялись покрыть предыдущие убытки за счет сверхприбыли в Сочи. Ведь никого туда насильно не затаскивали: все строители сами подписывались под условиями контрактов, не останавливали стройки, когда видели перерасходы, надеясь, что государство на Олимпиаде экономить не будет.
Олимпиада должна была стать уроком и для властей, и для самого бизнеса – тот, по идее, должен был более осмотрительно подходить к выбору госконтрактов. Но этого не произошло. Почему? Сами строители называют несколько причин. Основная – не изменилась система регулирования отрасли, которая вроде бы работает в рыночной экономике, но по правилам, разработанным еще в Советском Союзе. На торги выставляются объекты с сырой документацией, а устаревшие сметные нормы не дают возможности просчитать стоимость проектов, при этом заказчики не несут никакой ответственности. Победителем торгов признается участник, предложивший наименьшую цену. Это вкупе с экономическим кризисом также вымывает игроков из отрасли.
Ситуация в сфере инфраструктурного строительства очень сложная, например, мостостроительных организаций в дееспособном состоянии в стране остались единицы, констатирует первый вице-президент «Сибмоста» Владислав Кошкин. По его словам, заказы уменьшаются, рентабельность по многим из них отрицательная, а стоимость стройматериалов растет опережающими темпами. «Мы рассыпаемся: еще пара лет в нынешних условиях – и генподрядчики исчезнут как класс», – прогнозирует один из подрядчиков.
Почти банкроты
За первое полугодие текущего года обанкротилось почти вдвое больше компаний, чем за аналогичный период прошлого года, и в 15 раз больше, чем в первом полугодии 2014 г. По данным Рейтингового агентства строительного комплекса (РАСК), в I квартале 2016 г. банкротами признаны 665 компаний по сравнению с 360 и 50 годом и двумя ранее. Предварительная оценка числа банкротств по итогам II квартала – 823 (470 и 50 соответственно). За два года доля просроченной задолженности в структуре общей задолженности строительных компаний выросла в 4 раза: с 5% по состоянию на начало 2014 г. до 18–20% по состоянию на конец II квартала 2016 г., указывает гендиректор РАСКа Николай Алексеенко. Банки кредитуют не всех, а ставки баснословные. Например, одна из самых успешных на этом рынке компаний – «Мостотрест» – занимает под 15,5% и тенденции к уменьшению ставки нет, сообщал недавно заместитель гендиректора Олег Танан.
В декабре прошлого года начата процедура банкротства «Трансстроя». Процедура наблюдения введена еще в одной структуре «Трансстроя» – ЗАО «Инжиниринговая корпорация «Трансстрой». То же самое произошло в петербургском «Мостоотряде-19». «Мостоотряд-19» – «еще буквально вчера лучшая мостостроительная компания страны», характеризовал ее вице-губернатор Петербурга Игорь Албин.
В июне введена процедура наблюдения в «Волгомосте», который входил в пятерку лидеров мостостроительной отрасли России. Если в 2011 г. его портфель заказов составлял 19 млрд руб., то в 2015 г. – всего 426 млн руб., а долги, по данным «СПАРК-Интерфакса», превысили 11 млрд руб. В отношении гендиректора Сергея Зинченко возбуждены уголовные дела. К слову, они появились после критики президента России Владимира Путина в марте на совещании по развитию Крыма и Севастополя. Тогда вице-премьер Дмитрий Козак доложил ему о срыве сроков строительства трассы Керчь – Симферополь из-за недобросовестного проектировщика. Документацию готовил «Гипротрансмост-Крым», аффилированный с «Волгомостом». «Этот недобросовестный проектировщик сколько денег схомячил?» – поинтересовался Путин. 280 млн руб., ответил Козак. «Схомяченную» сумму проектировщик требует у государства через суд.
Резко сократили портфели заказов УСК «Мост», ПК «Термосервис», «Сибмост», на грани банкротства «Стройгазконсалтинг» (бывший подрядчик «Газпрома», также занимался дорожным строительством). В прошлом году из состава акционеров УСК «Мост» вышел друг Путина Геннадий Тимченко. Он разочаровался в подрядном бизнесе и не получил тех дивидендов, на которые рассчитывал, говорили близкие к нему люди. Уход Тимченко совпал с падением портфеля заказов компании: если в 2013 г. он составлял 46,7 млрд руб., то в 2014 г. – всего 5 млрд руб. (данные «СПАРК-Интерфакса»). В июне введена процедура наблюдения в одной из крупных «дочек» «Моста» – хабаровском «Тоннельном отряде № 12 – «Бамтоннельстрое» (выручка в 2014 г. – 4,8 млрд руб.).
В июле Сургутнефтегазбанк предупредил о намерении обанкротить одного из ведущих мостостроителей в России – компанию «Сибмост». «Сибмост» ведет переговоры по реструктуризации долга, сказал Кошкин. За два года прекратили свою деятельность московские подрядчики НПО «Космос», «Мосинжстрой», «Горнопроходческих работ № 1».
Причин этих банкротств – огромное количество, считает высокопоставленный федеральный чиновник: «Заказчики строительства часто ставят подрядчиков в невыносимые условия и вынуждают их идти на убытки, но и часть подрядчиков выводят деньги, получив авансы». «С рынка уходят лучшие компании, опыт и компетенции которых нельзя будет быстро восстановить. Посмотрите – все мировые генподрядчики насчитывают столетнюю историю, – комментирует управляющий директор ВЭБ ФЦСФ Илья Пономарев. – Мост, который «Мостовик» строил на острове Русский, отказались строить даже японцы, сказав, что невозможно построить в эти сроки и за эти деньги. А он построил шикарный объект. Модель его компании обеспечивала и сроки, и качество, и инновации. Но сегодня об инновациях даже никто не вспоминает».
Проблемы регулирования
Одна из ключевых проблем – некачественная проработка проектной документации, считает руководитель группы стратегического и операционного консультирования KPMG Алексей Назаров. «Для определения окончательной стоимости объекта нужна готовая проектная документация. Вариантов других нет, – соглашается подрядчик. – Поэтому запроектируй, получи на все деньги, сформируй земельный участок и только потом выставляй его на торги». Немцы и китайцы тратят на проектирование 2/3 времени и в оставшуюся треть строят. У нас наоборот: пятую часть времени проектируют, потом долго строят, параллельно дорабатывая документацию, продолжает он.
Еще два года назад ассоциация «Инженерные изыскания в строительстве» указывала на сокращение инженерных изысканий более чем в 2 раза – с 76 млрд руб. в 2013 г. до 36 млрд руб. в 2014 г. «Хотя они составляют только 1–2% от общей стоимости строительства, цифры позволяют прогнозировать изменение объемов строительства в будущем», – говорилось в их письме. Инженерные изыскания – основа для проектирования зданий и сооружений: они дают информацию о рельефе, геологических, экологических, гидрометеорологических условиях строительства. Изыскательские работы должны занимать от шести до девяти месяцев, на деле госзаказчики пытаются сэкономить – сократить срок их проведения и затраты. «Если изыскания делать, как положено, то истории, что «строили-строили и вдруг напоролись на карстовые породы», быть не может, – рассуждает крупный подрядчик. – Если это случилось, то заказчик должен по полной спросить с изыскателя. Но как он это сделает, если сам торопил его и не дал возможности качественно провести все работы?»
Яркий пример – строительство космодрома Восточный, где по фактам коррупции возбуждено порядка 20 уголовных дел. Вице-премьер Дмитрий Рогозин, курирующий проект, всю вину за хищения переложил на субподрядчиков. Основные объекты космодрома Восточный строили без государственной экспертизы и без проектной документации, сообщал ФБК Алексея Навального: выяснилось, что ракета «Союз-2» не подошла по размерам помещению космодрома, а разработка рабочей документации стартового комплекса космодрома для запуска ракеты за 425 млн руб. выполнялась уже после начала строительства и, судя по госконтракту, шла всего три дня – с 15 по 18 декабря 2014 г.
«Если заказчик не выполнил обязательства – есть гражданское право, иди и защищай свои права, – парирует жалобы строителей федеральный чиновник. – Если ты боишься госзаказчика – зачем ты вообще заключаешь контракт? Или не вступай с ним в сговор и не жалуйся». «Если ты не будешь платить зарплаты тысячам людей, которые у тебя работают, то получишь сотни уголовных дел, поэтому и вынужден браться за любую работу на любых условиях», – отвечает на это один из подрядчиков.
"ВЕДОМОСТИ"
Позвоните нам бесплатно
Новые предложения
Сегодня 11.7.2025
Продажа Акций
Оборудование, машины
Блоги
Ваш личный мультивалютный криптокошелек
InternetCashBanx - криптокошелек нового поколения, безопасный, функциональный и удобный инструмент д...