Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:

Статьи

16.12.2024

Мошеннические стратегии на торгах по банкротству Как не попасть в ловушку?

подробнее

Публикации

ЦБ назвал направления для развития рынка цифровых финансовых активов 27.12.2024 ЦБ назвал направления для развития рынка цифровых финансовых активов

Об этом рассказал директор департамента инфраструктуры финансового рынка Банка России Кирилл Пронин во время своего выступления на форуме рейтингового агентства АКРА. «Базовые условия мы с вами создали, но всегда есть куда стремиться», – отметил он.

подробнее
/news/698774/
Аккредитация на электронных торговых площадках, услуги агента. WhatsApp: +7 968 771-34-72

Новости

ЛЕНТА НОВОСТЕЙ
Февраль 2025
gif
пн вт ср чт пт сб вс
27 28 29 30 31 01 02
03 04 05 06 07 08 09
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 01 02
gif

В поручении президента России от 19 декабря 2015 года указано на необходимость «совершенствования конкурсных процедур отбора аудиторских организаций путем внедрения эффективных антидемпинговых механизмов, в том числе сокращения доли стоимостных критериев заявок участников конкурса».

Госкомпании смогут выбирать аудиторов по душе. На практике это стимулирует демпинг и низкое качество услуг

В нижнюю палату парламента поступил законопроект, который позволяет госкомпаниям для проведения обязательного аудита их финансовой отчетности привлекать компании исходя из качественных критериев. По действующей процедуре отбора, говорится в проекте, контракт заключается с той аудиторской фирмой, которая предложила наиболее низкую цену за свои услуги. Инициатива, авторами которой выступили депутаты-единороссы Евгений Гришин и Марсел Галимарданов, призвана повысить качество аудита.

Законопроект меняет порядок отбора специалистов для проведения обязательного аудита финансовой отчетности ряда структур — это госкомпании, госкорпорации, ГУПы и МУПы, а также организации, в капитале которых доля госсобственности составляет не менее 25%. Они должны не реже чем раз в 5 лет проводить открытый конкурс по отбору аудитора.

Закупки для нужд госкомпаний регулирует 223-ФЗ («О закупках товаров, работ, услуг отдельными юридическими лицами»), но отбор аудиторов исключен из-под его действия (в перечне исключений также значатся, например, закупки в области военно-технического сотрудничества, приобретение биржевых товаров и пр.). Отбор аудиторских организаций сейчас проводится в соответствии с законом о контрактной системе (44-ФЗ, в настоящее время основной закон о госзакупках), который регулирует закупки для нужд органов власти. Этот закон, говорится в пояснительной записке к проекту, «предусматривает приоритет ценового фактора, а не условий оказания услуг и их качества». Таким образом, по 44-ФЗ победителем конкурса по отбору аудитора становится организация, которая предложит наиболее низкую цену контракта.

— На практике это стимулирует демпинг и низкое качество услуг, — говорится в пояснительной записке.

При этом в проекте указано на появление в последнее время всё большего количества аудиторских организаций, которые «зачастую не имеют ни финансовых, ни кадровых ресурсов для достижения целей аудиторской деятельности». Так, только треть аудиторских организаций (36%, или 1453 компаний) имеют в своем штате трех и более аудиторов, которые работают на постоянной основе (по закону число аудиторов, работающих в аудиторской организации, должно быть не менее трех). При этом около четверти всех аудиторских организаций (23,6%) не имеют в штате ни одного аудитора по основному месту работы, формально закрывая требование законодательства оформлением аудиторов по совместительству.

По текущему законодательству деятельность аудиторов (но не аудиторских фирм — для них обязательным является членство в СРО) лицензируется. Стоимость услуг по проведению аудиторской проверки зависит от организационной структуры клиента, специфики и сложности ведения бухгалтерского учета и проч. Минимальная цена для Москвы и Московской области составляет 50–60 тыс. рублей, для строительных организаций и предприятий общепита — 60–70 тыс. рублей.

В сложившейся ситуации депутаты предлагают прежде всего исключить субъекты аудиторской деятельности из сферы действия закона о контрактной системе, распространив на них нормы 223-ФЗ. Этим законом установлено, что выигравшим конкурс признается то лицо, которое предложило лучшие условия исполнения договора в соответствии с установленными критериями, а не наиболее низкую цену. Именно этот принцип, говорится в пояснительной записке к проекту, «позволяет оценить заявку в полном объеме, учесть опыт выполнения работ, аналогичных предмету запроса предложений, состав и квалификацию персонала участника».

Также предложено установить, что при определении минимального количества аудиторов в фирме специалистов, которые работают в нескольких компаниях, учитывать будут только в одной из них.

— Одна из основных проблем в аудите — процедура конкурсного отбора аудиторской организации, — говорит депутат Евгений Гришин. — При существующей ситуации критериями отбора являются цена контракта — на данный критерий отводится 60%, и качественные характеристики — 40 %. К сожалению, при преобладании ценового фактора в ходе конкурса стал превалировать демпинг со стороны недобросовестных участников в ущерб  качеству услуг. Таким образом, цель изменений — создать систему эффективного отбора аудиторских организаций.

В поручении президента России от 19 декабря 2015 года указано на необходимость «совершенствования конкурсных процедур отбора аудиторских организаций путем внедрения эффективных антидемпинговых механизмов, в том числе сокращения доли стоимостных критериев заявок участников конкурса». Депутат напомнил, что еще в 2014 году Министерство финансов как федеральный уполномоченный орган по надзору за аудиторской деятельностью инициировало поправки в критерии отбора аудиторских услуг, приравняв их к экспертной деятельности, где 30% — цена и 70% — качество. Но данное предложение не было поддержано Федеральной антимонопольной службой (ФАС).

Евгений Гришин подчеркнул, что готов к сотрудничеству с саморегулируемыми организациями аудиторов по обсуждению нескольких вариантов решения вопроса в рамках второго чтения законопроекта.

В ФАС «Известиям» сообщили, что к ним пока не поступал законопроект, в связи с этим они «ничего прокомментировать по инициативе депутатов не смогут».

Гендиректора аудиторско-консалтинговой компании «ФБК Поволжье» Сергей Никифоров согласен, что приоритет ценового фактора приводит к тому, что «на практике при снижение цены до определенного уровня критерий качества вообще перестает работать». Так, по его словам, в среднем по всем организациям, проводившим конкурс по отбору аудитора, цена победителя по отношению к начальной максимальной цене снижалась более чем на 50%.

— Для госпредприятий это снижение составляет около 84%, — говорит Никифоров. — Дело в том, что в отличие от иных товаров и работ, например таких как ремонт помещения, результат аудиторских услуг не очевиден. Поэтому предела для демпинга нет. На моей практике максимальное снижение цены достигало 90%. В такой ситуации многие серьезные компании отказываться от участия в конкурсах по отбору аудитора, поскольку результатом будет неадекватное снижение цены и вынужденный демпинг.

Руководитель отдела юридического сопровождения аутсорсинговой компании «Интеркомп» Наталия Куркина отметила, что предложение учитывать специалистов, работающих в нескольких аудиторских организациях, только в одной из них является «крайне удачной с точки зрения юридической техники новацией». Небольшое текстуальное изменение, по ее словам, избавит от огромного количества нарушений и злоупотреблений в данной сфере, когда создаются фактически фиктивные аудиторские организации «под конкретную проверку».

Эксперт также подтвердила, что на рынке аудиторских услуг зачастую можно наблюдать демпинг.

— Но и резкий разворот в сторону такого понятия, как качество, — считает Куркина, — может значительно удорожить стоимость аудиторских услуг в отношении госструктур, что в нынешних условиях тотального секвестра не вполне уместно.

Более того, эксперты сомневаются, что всем госструктурам можно полностью доверить выбор аудиторов. В Национальной ассоциации институтов закупок отметили, что закон 223-ФЗ «в данный момент является достаточно рамочным, позволяющим заказчикам устанавливать субъективные критерии и порядок оценки заявок». В связи с этим в ассоциации считают нецелесообразным исключение закупок проведения аудита госкорпораций, госкомпании, ГУПов, МУПов из-под действия закона о контрактной системе.

Сергей Никифоров отметил, что закон 223-ФЗ не является идеальным для данного вопроса и полностью проблему не решит.

— Но он хотя бы позволяет учесть мнение заказчика услуги при выборе аудитора. Тогда как 44-ФЗ лишает его права выбрать ту организацию, которая наиболее эффективно, с его точки зрения, проведет аудит. К решению проблемы можно подойти иначе — внести изменения в постановление правительства № 1085, в нем определены критерии, которыми следует руководствоваться при выборе аудитора. В этом постановлении нужно изменить соотношение цены и качества — цену снизить с 60% до 30%, а качество увеличить с 40% до 70%, — говорит Никифоров.

"ВЕДОМОСТИ"


Возврат к списку


Позвоните нам бесплатно
Сегодня 7.2.2025

Оборудование, машины

Рынок криптовалют

24.01.2025 Указ Трампа прокладывает путь Федеральному криптовалютному резерву, но не упоминает биткоин

Президент США Дональд Трамп подписал указ, предусматривающий создание рабочей группы по рынкам цифровых активов. Структуру возглавит специальный советник по ИИ и криптовалютам

подробнее