Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:

Статьи

16.10.2024

Мошеннические стратегии на торгах по банкротству Как не попасть в ловушку?

подробнее

Публикации

ЦБ назвал направления для развития рынка цифровых финансовых активов 14.10.2024 ЦБ назвал направления для развития рынка цифровых финансовых активов

Об этом рассказал директор департамента инфраструктуры финансового рынка Банка России Кирилл Пронин во время своего выступления на форуме рейтингового агентства АКРА. «Базовые условия мы с вами создали, но всегда есть куда стремиться», – отметил он.

подробнее
/news/694402/
Аккредитация на электронных торговых площадках, услуги агента. WhatsApp: +7 968 771-34-72

Новости

ЛЕНТА НОВОСТЕЙ
Октябрь 2024
gif
пн вт ср чт пт сб вс
30 01 02 03 04 05 06
07 08 09 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30 31 01 02 03
gif


Государственным и муниципальным унитарным предприятиям (ГУП и МУП) могут ужесточить правила проведения госзакупок

Госзакупки теряют остатки обаяния

Новый законопроект Минэкономики может ужесточить правила закупок государственных и муниципальных унитарных предприятий (ГУП и МУП) на 2 трлн руб. Это последний крупный сегмент рынка, в котором преобладают "иные неконкурентные способы" госзакупок. Регламентация торгов таких учреждений является частью более масштабного плана ведомства по унификации действий госзаказчиков — часть из них пока все еще полностью выпадает из общих рамок регулирования.

Государственным и муниципальным унитарным предприятиям (ГУП и МУП) могут ужесточить правила проведения госзакупок — соответствующий законопроект был направлен Минэкономики в правительство (есть в распоряжении "Ъ"). Документ, как следует из пояснительной записки, был подготовлен по поручению правительства от 5 мая 2015 года.

Сейчас ГУПы и МУПы проводят закупки по 223-ФЗ - его положения позволяют заказчикам устанавливать гибкую систему закупок с учетом особенностей ведения хозяйственной деятельности, но оставляют и возможности для коррупционного сговора отдельных заказчиков. Так, часто при формировании закупочной политики заказчики с помощью различных наименований способов закупок "маскируют" закупку у единственного поставщика - в 2014 году в закупках ГУПов и МУПов таких торгов было 20,1 %, на "иные неконкурентные способы" пришлось 62,3%, что негативно влияет на прозрачность и конкуренцию, отмечают в Минэкономики.

Сейчас в России зарегистрировано 3,7 тыс. ГУПов и 8, 2 тыс. МУПов - совокупный объем их закупок в прошлом году составил 1,844 трлн руб. Большая часть из них (43% или 800 млрд руб.) была потрачена на закупку строительной продукции и услуг, треть (31% или 582 млрд руб.) — на продукцию и услуги обрабатывающей промышленности.

Закупки услуг, связанных с недвижимостью, арендой, исследовательской и коммерческой деятельностью, составили 131,8 млрд руб. (7,13%), еще 76 млрд руб. (4%) учреждения потратили на финансовых посредников. Крупнейшими по объему закупок, как отмечают авторы документа, являются ГУП "Московский метрополитен" и ФГУП "Спецстройинжиниринг" при Спецстрое России.

Проект Минэкономики был без замечаний согласован Минфином и ФАС, заключения Минюста и Института законодательства и сравнительного правоведения при правительстве разработчики обещают представить в правительство позже. Предложение ведомства — часть согласованной с ФАС работы по унификации госзакупок для всех типов заказчиков. Так, "Ъ" уже писал о предложении ведомства усилить контроль для госкомпаний (подробнее см. "Ъ" от 15 июля), а в начале этого месяца правительство внесло в Госдуму законопроект, предполагающий упорядочивание возможных для них типов закупок по образцу более жесткого закона о контрактной системе.

Объем госзакупок новой категории заказчиков, который теперь может попасть под контроль Минэкономики и ФАС, составляет 10% госзаказа. Впрочем, как отмечает юрист Фонда борьбы с коррупцией Любовь Соболь, распространить на ГУПы и МУПы действие 44-ФЗ стоит: нынешнее законодательство является рамочным и позволяет организациям устанавливать собственные правила закупок, что открывает неограниченные возможности для коррупции. По ее словам, юристы фонда сталкивались с недобросовестными закупками тех учреждений, которые упоминает Минэкономики. "Мы обращались в ФАС с жалобой на одну из закупок "Московского метрополитена" суммой более 5 млрд руб., однако ведомство отказало нам в рассмотрении. При более жестком законодательстве у ФАС было бы больше оснований расследовать это дело",— поясняет госпожа Соболь.

Нормы 44-ФЗ нужно распространить не на всю массу таких учреждений, а на отдельные категории, отмечает первый проректор Высшей школы экономики Александр Шамрин. "Если ГУПам и МУПам необходимо предоставлять услуги и оптимизировать их себестоимость, они и так вынуждены экономить на закупках,— говорит он.— Например, к таковым относятся организации, работающие в сфере транспорта или ЖКХ". Однако часть ГУПов и МУПов действительно нуждается в большем контроле со стороны государства, так как они могут быть посредниками при закупках ведомств и проводить их торги.

"Минэкономики выбрало правильное направление действий, однако нужно действовать до конца. ГУПы и МУПы не последняя категория, закупки которой сейчас не контролируются",— говорит Любовь Соболь. По ее словам, вне действия и 44-ФЗ, и 223-ФЗ пока полностью остаются автономные некоммерческие организации — в частности, одним из организаторов Универсиады в Казани в 2013 году стоимостью около 300 млрд руб. являлась как раз такая организация. Другой пример — Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов. "К такому типу организаций с неконтролируемыми госзакупками относятся и ФГУПы Спецстроя, один из которых являлся генподрядчиком ремонтных работ, проводившихся в обрушившейся в Омске казарме учебного центра ВДВ",— добавляет Любовь Соболь.

"Опасения министерства вызывает не доля ГУПов и МУПов на рынке госзакупок, а более масштабная проблема финансирования через эти предприятия бюджетных строек путем перечисления им субсидий, чем наиболее активно пользуются власти субъектов РФ",— пояснил "Ъ" курирующий вопросы госзакупок замглавы Минэкономики Евгений Елин. Такая схема, по его словам, позволяет ГУПам и МУПам бесконтрольно заключать контракты у единственного поставщика или в рамках 223-ФЗ, осваивая миллиардные ассигнования. "Другие виды подведомственных властям структур и автономных некоммерческих организаций пока в поле зрения министерства не попадали, но мы изучим эти проблемы",— отметил он.

Источник: http://www.kommersant.ru/doc/2771909


Возврат к списку


Позвоните нам бесплатно
Сегодня 22.10.2024

Оборудование, машины

Рынок криптовалют

11.10.2024 MiCA (Markets In Crypto-Assets) : Важные изменения для криптокомпаний в ЕС.

MiCA (Markets in Crypto-Assets) — это законодательный акт Европейского Союза, направленный на регулирование рынка криптоактивов.  Предполагается, что законопроект повысит инвестиционную привлекательность ЕС и доверие к индустрии за счет единой лицензии и строгого контроля.

подробнее