Экспертное мнение

Последствия для отрасли 12.08.2017 Последствия для отрасли

Эдуард Олевинский, Председатель Комитета по финансовому обеспечению ответственности в процедурах банкротства Российского Союза саморегулируемых организаций арбитражных управляющих.

Эта новелла установила самый настоящий запрет на профессию за двукратное нарушение формальных правил, даже если этим нарушением не причинен ущерб никому из участников процедуры.

подробнее

Статьи

12.08.2017

Альфа-банк описал, как он избавляется от проблемных активов

подробнее

Рынок криптовалют

14.08.2017

Раздвоение биткоина подарило владельцам $11 млрд. Воспользоваться бесплатными деньгами смогут далеко не все

подробнее

Новости

ЛЕНТА НОВОСТЕЙ
Август 2017
gif
пн вт ср чт пт сб вс
31 01 02 03 04 05 06
07 08 09 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30 31 01 02 03
gif


Рынок обещаний: сколько стоят поселки с коммуникациями?

Коммуникации в коттеджном поселке – это тот камень преткновения, который породил кризис доверия к застройщикам на загородном рынке. В 2008-2009 гг многие девелоперы оказались не способными выполнить эту затратную часть работ и либо отказались от первоначальных планов, либо сдвинули сроки сдачи проектов.

Земля без коммуникаций в сегменте эконом сегодня занимает не более 15% от рынка, но стоит почти в 2 раза дешевле. Как правило, такие проекты осваивают девелоперы, которым нужны быстрые деньги. Прокладка коммуникаций увеличивает сроки реализации проекта минимум на 2 года (год – получение техусловий, 6 месяцев разработка проекта и минимум полгода на сами работы, и все это – при самом благоприятном стечении обстоятельств), а также увеличивает себестоимость строительства минимум в 2 раза. Причем прибыли от прокладки инженерных систем застройщик, как правило, не получает.

«Коммуникации – это маркетинговый инструмент, который позволяет продать землю, но не приносит прибыли, - рассказывает Дмитрий Герасимов, директор по продажам поселка «Окская слобода», - Реальные цифры затрат на коммуникации формируются и подсчитываются по факту – то есть после выполнения всех работ, когда земля уже продана и застройщик деньги получил. Как правило, реальная стоимость отличается от запланированной на 20% в сторону увеличения».

Тем не менее, более 85% рынка экономкласса занимают поселки с коммуникациями, по крайней мере, обещанными. Сотка земли без инженерной инфраструктуры в формате эконом стоит в среднем 60-70 тысяч, а при наличии обещаний застройщика проложить коммуникации ее стоимость возрастает минимум на 100%, то есть до 140-150 тыс. Каков реальный процент поселков, где работы все же будут выполнены, предсказать трудно. Но настораживать уже сегодня должны те проекты, цена которых сильно отличается от среднерыночной.

«Если 10 соток продаются за 300 тысяч рублей, - рассуждает Герасимов, - а стоимость минимального набора коммуникаций на такую же площадь составляет не менее 400 тысяч, остается только гадать, каким образом девелопер собирается выполнить свои обещания перед покупателями».

Цена – пожалуй, единственный фактор, которому можно доверять при покупке загородной недвижимости, так как проверить застройщика на добросовестность вряд ли возможно. Формально можно потребовать от девелопера ознакомиться с техническими условиями – документом, который подтверждает, что конкретному юридическому лицу выделено, к примеру, столько-то киловатт газа или дано разрешение на строительство водопровода. Но получение техусловий – не самая дорогая часть работ. После этого нужно еще разработать проект и, наконец, выполнить сами работы, причем последнее – самый непредсказуемый по затратам этап.

Многих девелоперов кризис заставил пересмотреть концепции своих поселков в части материального обеспечения – практически во всех новых проектах, вышедших на рынок после кризиса, набор запланированных опций серьезно сократился. Если до 2008 года обычный комплекс включал в себя электричество, воду (скважина или центральное подключение), централизованный газ, канализацию (либо центральную, либо септик или так называемые индивидуальные очистные сооружения), то сегодня стандартный набор ограничивается электричеством (7-10 кВт на участок около 10 соток в проектах эконом-класса) и водой (в подавляющем большинстве – скважина). Центральный водопровод и другие опции чаще всего оплачиваются за счет дополнительных взносов покупателей.

Что касается таких важных, но не жизненно образующих вещей как Интернет, телефон, телевидение и охранные системы, которые широко ценились до кризиса как дополнительное конкурентное преимущество. Сегодня все это можно найти даже не во всех проектах бизнес-класса, не говоря об экономе и дальних дачах.

Важный пункт – сооружение сточно-ливневой канализации, то есть направление стока вод за счет специальных кюветов вдоль дорог, сегодня сложно найти в списках предусмотренных застройщиком коммуникаций. Так называемая «ливневка» не является жилой инженерией, но на самом деле непосредственно относится к обеспечению жилья. Если не предусмотреть такую систему, по словам экспертов, со временем произойдет размыв грунта, дорог, размыв фундаментов домов, то есть жители поселка могут столкнуться с проблемами, которые решить самостоятельно будут не в силах.
Очевидно, что старые поселки, которые вышли на рынок еще до кризиса, продаются лучше за счет более полного набора опций в системе коммуникаций и, конечно, более высокой стадии строительства. Сегодня вполне реально за $150-200 тыс. купить дачу, которую можно использовать уже этим летом. Причем наличие подключенных коммуникаций, увеличивая потребительскую привлекательность предложения, не влияет на цену объекта, которая была заранее сформирована и рассчитана с учетом будущих затрат на эти виды работ. И хотя рынок готовых домов с подключенными коммуникациями в сегменте эконом ограничивается не более 10-15%, такие предложения есть. По мнению экспертов, наряду с участками без подряда, которые предполагают долгосрочные вложения уже лично от покупателя, готовые дома, скорее всего, этой весной будут пользоваться повышенным спросом.


Возврат к списку


Позвоните нам бесплатно
Сегодня 17.8.2017

Публикации

Создатель Amazon может совершить революцию в банковской отрасли, и у него для этого есть все шансы. 11.08.2017 Создатель Amazon может совершить революцию в банковской отрасли, и у него для этого есть все шансы.

Майкл Ковач, основатель Амазона. Развитие онлайн-торговли привело к тому, что все больше пользователей совершают покупки, не выходя из дома.Судя по всему, следующая цель миллиардера — банковский сектор


подробнее
159-ФЗ 44-ФЗ