Вход
Навигация
Банкротство
Правоотношения, связанные с передачей в аренду имущества унитарного предприятия, признанного банкротом, регулируется законодательством о несостоятельности (банкротстве)
22.11.2017
В настоящей статье рассмотрена проблема коллизии правовых норм, регламентирующих порядок реализации имущественных прав (аренды государственного имущества) в процедуре банкротства, в частности, отдельных положений Федерального закона №127-ФЗ от 26.10.2002г. «О несостоятельности (банкротстве)» (далее – Закон о банкротстве), согласно которому право на аренду включается в конкурсную массу, и Федерального закона №135-ФЗ от 26.07.2006г. «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), который требует проведения конкурса или аукциона для перехода права пользования государственным имуществом, и отсутствия единообразия в судебной практике по данному вопросу.
На основании абзаца 1 пункта 2 статьи 126, пунктов 1, 3 статьи 129 Закона о банкротстве, с даты открытия конкурсного производства полномочия органов управления должника и собственника имущества должника - унитарного предприятия прекращаются и переходят конкурсному управляющему.
Согласно пункту 1 статьи 131 Закона о банкротстве все имущество должника, имеющееся на дату открытия конкурсного производства и выявленное в ходе конкурсного производства, составляет конкурсную массу.
Статья 128 части первой ГК РФ об объектах гражданских прав относит имущественные права к понятию «иное имущество», что в принципе позволяет относить право аренды к имуществу, подлежащему включению в конкурсную массу.
Вместе с тем, в действующем законодательстве Российской Федерации имеются нормы, регламентирующие особенности перехода прав владения и пользования в отношении определенных объектов.
В частности, согласно ст. 17.1 Закона О защите конкуренции заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров.
В правоприменительной практике у судов при рассмотрении конкретных дел возникают вопросы о соотношении норм Закона О банкротстве и Закона О защите конкуренции.
Имеются примеры судебных решений, отдающих приоритет нормам Закона о банкротстве, и полагающих неправомерным применение в рассматриваемых случаях положений пункта 1 части 3 статьи 17.1 Закона О защите конкуренции, требующего проведение торгов в целях заключения договоров аренды в отношении имущества, принадлежащего на праве хозяйственного ведения унитарному предприятию»
Так, арбитражный суд Центрального округа при разрешении конкретного дела, в постановлении от 31.05.2016г. по делу № А48-3759/2015 пришел к следующему выводу:
«…нормы Закона о банкротстве о порядке продажи имущества конкурсным управляющим являются специальными и применяются ко всем видам имущества должника, что исключает возможность применения конкурсным управляющим правил продажи имущества, установленных в иных законах.»
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в постановлении от 31.10.2011г. делу № А19-4332/2011 указал на следующее:
«…в данных правоотношениях преимущество имеет Федеральный закон № 127-ФЗ, согласно которому конкурсный управляющий имеет право независимо от формы собственности передать имущество юридического лица, в отношении которого введена процедура конкурсного производства, в аренду другим юридическим лицам, поскольку это имущество вошло в конкурсную массу».
В другом деле арбитражный суд Западно-Сибирского округа, вынося постановление от 29.11.2012г. по делу № А45-11640/2012, занял аналогичную позицию:
«…суды пришли к правильному выводу о том, что правоотношения, связанные с передачей в аренду имущества унитарного предприятия, признанного банкротом, регулируется законодательством о несостоятельности (банкротстве).»
Арбитражный суд Уральского округа в постановлении от 08.07.2013г. по делу № А71-11655/2012, пришел к тем же выводам:
«апелляционным судом также сделан правильный вывод о том, что согласно положениям Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» право аренды относится к имущественным правам, подлежит включению в состав имущества должника, составляющего конкурсную массу, реализация спорного права осуществлена посредством проведенных торгов в соответствии с нормами указанного Закона победителю конкурса. Судом обоснованно не установлено нарушений при проведении конкурса положений Федерального закона «О защите конкуренции»».
Однако имеются примеры судебных актов с прямо противоположной позицией.
В частности, в постановлении от 14.04.2017г. по делу №А55-28841/2015 арбитражный суд Поволжского округа указал на следующее:
«возможность передачи прав с согласия арендодателя установлена общими нормами Гражданского кодекса Российской Федерации об аренде (часть 2 статьи 615 ГК РФ), а также специальным законом - частью 1 статьи 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции". Из материалов дела такое согласие собственника не усматривается. В связи с чем право аренды на спорные объекты коммунальной инфраструктуры не могло включаться в состав конкурсной массы должника.»
30.10.2017: О коллизии правовых норм, регламентирующих порядок перехода прав на аренду госимущества в процедуре банкротства — ЦПБ
Автор: заместитель директора ООО "Центр проблем банкротства" Денис Воротынцев.
При проведении процедур банкротства в правоприменительной практике участникам процесса зачастую приходится сталкиваться с конкуренцией норм смежных отраслей законодательства.
В настоящей статье рассмотрена проблема коллизии правовых норм, регламентирующих порядок реализации имущественных прав (аренды государственного имущества) в процедуре банкротства, в частности, отдельных положений Федерального закона №127-ФЗ от 26.10.2002г. «О несостоятельности (банкротстве)» (далее – Закон о банкротстве), согласно которому право на аренду включается в конкурсную массу, и Федерального закона №135-ФЗ от 26.07.2006г. «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), который требует проведения конкурса или аукциона для перехода права пользования государственным имуществом, и отсутствия единообразия в судебной практике по данному вопросу.
На основании абзаца 1 пункта 2 статьи 126, пунктов 1, 3 статьи 129 Закона о банкротстве, с даты открытия конкурсного производства полномочия органов управления должника и собственника имущества должника - унитарного предприятия прекращаются и переходят конкурсному управляющему.
Согласно пункту 1 статьи 131 Закона о банкротстве все имущество должника, имеющееся на дату открытия конкурсного производства и выявленное в ходе конкурсного производства, составляет конкурсную массу.
Статья 128 части первой ГК РФ об объектах гражданских прав относит имущественные права к понятию «иное имущество», что в принципе позволяет относить право аренды к имуществу, подлежащему включению в конкурсную массу.
Вместе с тем, в действующем законодательстве Российской Федерации имеются нормы, регламентирующие особенности перехода прав владения и пользования в отношении определенных объектов.
В частности, согласно ст. 17.1 Закона О защите конкуренции заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров.
В правоприменительной практике у судов при рассмотрении конкретных дел возникают вопросы о соотношении норм Закона О банкротстве и Закона О защите конкуренции.
Имеются примеры судебных решений, отдающих приоритет нормам Закона о банкротстве, и полагающих неправомерным применение в рассматриваемых случаях положений пункта 1 части 3 статьи 17.1 Закона О защите конкуренции, требующего проведение торгов в целях заключения договоров аренды в отношении имущества, принадлежащего на праве хозяйственного ведения унитарному предприятию»
Так, арбитражный суд Центрального округа при разрешении конкретного дела, в постановлении от 31.05.2016г. по делу № А48-3759/2015 пришел к следующему выводу:
«…нормы Закона о банкротстве о порядке продажи имущества конкурсным управляющим являются специальными и применяются ко всем видам имущества должника, что исключает возможность применения конкурсным управляющим правил продажи имущества, установленных в иных законах.»
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в постановлении от 31.10.2011г. делу № А19-4332/2011 указал на следующее:
«…в данных правоотношениях преимущество имеет Федеральный закон № 127-ФЗ, согласно которому конкурсный управляющий имеет право независимо от формы собственности передать имущество юридического лица, в отношении которого введена процедура конкурсного производства, в аренду другим юридическим лицам, поскольку это имущество вошло в конкурсную массу».
В другом деле арбитражный суд Западно-Сибирского округа, вынося постановление от 29.11.2012г. по делу № А45-11640/2012, занял аналогичную позицию:
«…суды пришли к правильному выводу о том, что правоотношения, связанные с передачей в аренду имущества унитарного предприятия, признанного банкротом, регулируется законодательством о несостоятельности (банкротстве).»
Арбитражный суд Уральского округа в постановлении от 08.07.2013г. по делу № А71-11655/2012, пришел к тем же выводам:
«апелляционным судом также сделан правильный вывод о том, что согласно положениям Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» право аренды относится к имущественным правам, подлежит включению в состав имущества должника, составляющего конкурсную массу, реализация спорного права осуществлена посредством проведенных торгов в соответствии с нормами указанного Закона победителю конкурса. Судом обоснованно не установлено нарушений при проведении конкурса положений Федерального закона «О защите конкуренции»».
Однако имеются примеры судебных актов с прямо противоположной позицией.
В частности, в постановлении от 14.04.2017г. по делу №А55-28841/2015 арбитражный суд Поволжского округа указал на следующее:
«возможность передачи прав с согласия арендодателя установлена общими нормами Гражданского кодекса Российской Федерации об аренде (часть 2 статьи 615 ГК РФ), а также специальным законом - частью 1 статьи 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции". Из материалов дела такое согласие собственника не усматривается. В связи с чем право аренды на спорные объекты коммунальной инфраструктуры не могло включаться в состав конкурсной массы должника.»
Аналогичный вывод содержится и в постановлении этого же суда от 27.10.2016г. по другому делу А55-21008/2015.
Таким образом, практика региональных судов по данному вопросу достаточно противоречива. Каких-либо разъяснений по вопросам судебной практики на основе ее изучения и обобщения в целях обеспечения единообразного применения законодательства Российской Федерации со стороны Верховного Суда РФ в настоящее время не принято.
По нашему мнению, учитывая цель и направленность Закона О защите конкуренции на создание условий для здоровой конкуренции и исключающих доминирующее положение на рынке отдельными хозяйствующими субъектами, вопрос о конкуренции норм должен решаться с учетом уже сформированного и закрепленного законодательно механизма реализации имущества предприятий-банкротов на торгах в процедурах банкротства, гарантирующего равный доступ всем заинтересованным к процедуре участия в таких торгах и жесткие требования к их проведению.
Следует отметить, что вопросы аналогичного порядка возникают и при применении норм иных отраслей права, устанавливающих особенности перехода права пользования на объекты недвижимого имущества, в частности, норм Лесного и Земельного кодексов РФ.
Разъяснения применения данных норм в процедурах банкротства при реализации имущества банкротов, составляющих конкурсную массу, применительно к видам имущественных прав, на уровне высшей судебной инстанции является в настоящее время актуальным. Принятие такого акта Верховным Судом РФ позволило бы избежать ошибок арбитражным судам при разрешении споров в делах о банкротстве в таких важных аспектах, как реализация имущества должника.
Автор: заместитель директора ООО "Центр проблем банкротства" Денис Воротынцев.
Проблема коллизии правовых норм, регламентирующих порядок реализации имущественных прав (аренды государственного имущества) в процедуре банкротства, в частности, отдельных положений Федерального закона №127-ФЗ от 26.10.2002г.
При проведении процедур банкротства в правоприменительной практике участникам процесса зачастую приходится сталкиваться с конкуренцией норм смежных отраслей законодательства.В настоящей статье рассмотрена проблема коллизии правовых норм, регламентирующих порядок реализации имущественных прав (аренды государственного имущества) в процедуре банкротства, в частности, отдельных положений Федерального закона №127-ФЗ от 26.10.2002г. «О несостоятельности (банкротстве)» (далее – Закон о банкротстве), согласно которому право на аренду включается в конкурсную массу, и Федерального закона №135-ФЗ от 26.07.2006г. «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), который требует проведения конкурса или аукциона для перехода права пользования государственным имуществом, и отсутствия единообразия в судебной практике по данному вопросу.
На основании абзаца 1 пункта 2 статьи 126, пунктов 1, 3 статьи 129 Закона о банкротстве, с даты открытия конкурсного производства полномочия органов управления должника и собственника имущества должника - унитарного предприятия прекращаются и переходят конкурсному управляющему.
Согласно пункту 1 статьи 131 Закона о банкротстве все имущество должника, имеющееся на дату открытия конкурсного производства и выявленное в ходе конкурсного производства, составляет конкурсную массу.
Статья 128 части первой ГК РФ об объектах гражданских прав относит имущественные права к понятию «иное имущество», что в принципе позволяет относить право аренды к имуществу, подлежащему включению в конкурсную массу.
Вместе с тем, в действующем законодательстве Российской Федерации имеются нормы, регламентирующие особенности перехода прав владения и пользования в отношении определенных объектов.
В частности, согласно ст. 17.1 Закона О защите конкуренции заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров.
В правоприменительной практике у судов при рассмотрении конкретных дел возникают вопросы о соотношении норм Закона О банкротстве и Закона О защите конкуренции.
Имеются примеры судебных решений, отдающих приоритет нормам Закона о банкротстве, и полагающих неправомерным применение в рассматриваемых случаях положений пункта 1 части 3 статьи 17.1 Закона О защите конкуренции, требующего проведение торгов в целях заключения договоров аренды в отношении имущества, принадлежащего на праве хозяйственного ведения унитарному предприятию»
Так, арбитражный суд Центрального округа при разрешении конкретного дела, в постановлении от 31.05.2016г. по делу № А48-3759/2015 пришел к следующему выводу:
«…нормы Закона о банкротстве о порядке продажи имущества конкурсным управляющим являются специальными и применяются ко всем видам имущества должника, что исключает возможность применения конкурсным управляющим правил продажи имущества, установленных в иных законах.»
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в постановлении от 31.10.2011г. делу № А19-4332/2011 указал на следующее:
«…в данных правоотношениях преимущество имеет Федеральный закон № 127-ФЗ, согласно которому конкурсный управляющий имеет право независимо от формы собственности передать имущество юридического лица, в отношении которого введена процедура конкурсного производства, в аренду другим юридическим лицам, поскольку это имущество вошло в конкурсную массу».
В другом деле арбитражный суд Западно-Сибирского округа, вынося постановление от 29.11.2012г. по делу № А45-11640/2012, занял аналогичную позицию:
«…суды пришли к правильному выводу о том, что правоотношения, связанные с передачей в аренду имущества унитарного предприятия, признанного банкротом, регулируется законодательством о несостоятельности (банкротстве).»
Арбитражный суд Уральского округа в постановлении от 08.07.2013г. по делу № А71-11655/2012, пришел к тем же выводам:
«апелляционным судом также сделан правильный вывод о том, что согласно положениям Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» право аренды относится к имущественным правам, подлежит включению в состав имущества должника, составляющего конкурсную массу, реализация спорного права осуществлена посредством проведенных торгов в соответствии с нормами указанного Закона победителю конкурса. Судом обоснованно не установлено нарушений при проведении конкурса положений Федерального закона «О защите конкуренции»».
Однако имеются примеры судебных актов с прямо противоположной позицией.
В частности, в постановлении от 14.04.2017г. по делу №А55-28841/2015 арбитражный суд Поволжского округа указал на следующее:
«возможность передачи прав с согласия арендодателя установлена общими нормами Гражданского кодекса Российской Федерации об аренде (часть 2 статьи 615 ГК РФ), а также специальным законом - частью 1 статьи 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции". Из материалов дела такое согласие собственника не усматривается. В связи с чем право аренды на спорные объекты коммунальной инфраструктуры не могло включаться в состав конкурсной массы должника.»
30.10.2017: О коллизии правовых норм, регламентирующих порядок перехода прав на аренду госимущества в процедуре банкротства — ЦПБ
Автор: заместитель директора ООО "Центр проблем банкротства" Денис Воротынцев.
При проведении процедур банкротства в правоприменительной практике участникам процесса зачастую приходится сталкиваться с конкуренцией норм смежных отраслей законодательства.
В настоящей статье рассмотрена проблема коллизии правовых норм, регламентирующих порядок реализации имущественных прав (аренды государственного имущества) в процедуре банкротства, в частности, отдельных положений Федерального закона №127-ФЗ от 26.10.2002г. «О несостоятельности (банкротстве)» (далее – Закон о банкротстве), согласно которому право на аренду включается в конкурсную массу, и Федерального закона №135-ФЗ от 26.07.2006г. «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), который требует проведения конкурса или аукциона для перехода права пользования государственным имуществом, и отсутствия единообразия в судебной практике по данному вопросу.
На основании абзаца 1 пункта 2 статьи 126, пунктов 1, 3 статьи 129 Закона о банкротстве, с даты открытия конкурсного производства полномочия органов управления должника и собственника имущества должника - унитарного предприятия прекращаются и переходят конкурсному управляющему.
Согласно пункту 1 статьи 131 Закона о банкротстве все имущество должника, имеющееся на дату открытия конкурсного производства и выявленное в ходе конкурсного производства, составляет конкурсную массу.
Статья 128 части первой ГК РФ об объектах гражданских прав относит имущественные права к понятию «иное имущество», что в принципе позволяет относить право аренды к имуществу, подлежащему включению в конкурсную массу.
Вместе с тем, в действующем законодательстве Российской Федерации имеются нормы, регламентирующие особенности перехода прав владения и пользования в отношении определенных объектов.
В частности, согласно ст. 17.1 Закона О защите конкуренции заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров.
В правоприменительной практике у судов при рассмотрении конкретных дел возникают вопросы о соотношении норм Закона О банкротстве и Закона О защите конкуренции.
Имеются примеры судебных решений, отдающих приоритет нормам Закона о банкротстве, и полагающих неправомерным применение в рассматриваемых случаях положений пункта 1 части 3 статьи 17.1 Закона О защите конкуренции, требующего проведение торгов в целях заключения договоров аренды в отношении имущества, принадлежащего на праве хозяйственного ведения унитарному предприятию»
Так, арбитражный суд Центрального округа при разрешении конкретного дела, в постановлении от 31.05.2016г. по делу № А48-3759/2015 пришел к следующему выводу:
«…нормы Закона о банкротстве о порядке продажи имущества конкурсным управляющим являются специальными и применяются ко всем видам имущества должника, что исключает возможность применения конкурсным управляющим правил продажи имущества, установленных в иных законах.»
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в постановлении от 31.10.2011г. делу № А19-4332/2011 указал на следующее:
«…в данных правоотношениях преимущество имеет Федеральный закон № 127-ФЗ, согласно которому конкурсный управляющий имеет право независимо от формы собственности передать имущество юридического лица, в отношении которого введена процедура конкурсного производства, в аренду другим юридическим лицам, поскольку это имущество вошло в конкурсную массу».
В другом деле арбитражный суд Западно-Сибирского округа, вынося постановление от 29.11.2012г. по делу № А45-11640/2012, занял аналогичную позицию:
«…суды пришли к правильному выводу о том, что правоотношения, связанные с передачей в аренду имущества унитарного предприятия, признанного банкротом, регулируется законодательством о несостоятельности (банкротстве).»
Арбитражный суд Уральского округа в постановлении от 08.07.2013г. по делу № А71-11655/2012, пришел к тем же выводам:
«апелляционным судом также сделан правильный вывод о том, что согласно положениям Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» право аренды относится к имущественным правам, подлежит включению в состав имущества должника, составляющего конкурсную массу, реализация спорного права осуществлена посредством проведенных торгов в соответствии с нормами указанного Закона победителю конкурса. Судом обоснованно не установлено нарушений при проведении конкурса положений Федерального закона «О защите конкуренции»».
Однако имеются примеры судебных актов с прямо противоположной позицией.
В частности, в постановлении от 14.04.2017г. по делу №А55-28841/2015 арбитражный суд Поволжского округа указал на следующее:
«возможность передачи прав с согласия арендодателя установлена общими нормами Гражданского кодекса Российской Федерации об аренде (часть 2 статьи 615 ГК РФ), а также специальным законом - частью 1 статьи 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции". Из материалов дела такое согласие собственника не усматривается. В связи с чем право аренды на спорные объекты коммунальной инфраструктуры не могло включаться в состав конкурсной массы должника.»
Аналогичный вывод содержится и в постановлении этого же суда от 27.10.2016г. по другому делу А55-21008/2015.
Таким образом, практика региональных судов по данному вопросу достаточно противоречива. Каких-либо разъяснений по вопросам судебной практики на основе ее изучения и обобщения в целях обеспечения единообразного применения законодательства Российской Федерации со стороны Верховного Суда РФ в настоящее время не принято.
По нашему мнению, учитывая цель и направленность Закона О защите конкуренции на создание условий для здоровой конкуренции и исключающих доминирующее положение на рынке отдельными хозяйствующими субъектами, вопрос о конкуренции норм должен решаться с учетом уже сформированного и закрепленного законодательно механизма реализации имущества предприятий-банкротов на торгах в процедурах банкротства, гарантирующего равный доступ всем заинтересованным к процедуре участия в таких торгах и жесткие требования к их проведению.
Следует отметить, что вопросы аналогичного порядка возникают и при применении норм иных отраслей права, устанавливающих особенности перехода права пользования на объекты недвижимого имущества, в частности, норм Лесного и Земельного кодексов РФ.
Разъяснения применения данных норм в процедурах банкротства при реализации имущества банкротов, составляющих конкурсную массу, применительно к видам имущественных прав, на уровне высшей судебной инстанции является в настоящее время актуальным. Принятие такого акта Верховным Судом РФ позволило бы избежать ошибок арбитражным судам при разрешении споров в делах о банкротстве в таких важных аспектах, как реализация имущества должника.
Автор: заместитель директора ООО "Центр проблем банкротства" Денис Воротынцев.
Позвоните нам бесплатно
Новые предложения
174.866.850 Руб
Москва 1509Сегодня 29.3.2024
Продажа Акций
217.786.000 Руб
Москва 2145Оборудование, машины
1.360.000 Руб
Грузовой тягач седельный MAN18.400 Блоги
Госдума приняла в I чтении законопроект о повышении порога требований для начала банкротства юрлиц
Для снижения нагрузки на суды авторы документа предлагают упростить некоторые элементы разбирательст...
Концессии
запрос -предложение Руб
Химки 0083