Вход
Навигация
Обзор рынка
04.04.2015
Борьба с картелями
Действующее законодательство выделяет следующие виды антиконкурентных соглашений (ст. 11 Федерального закона от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ "О защите конкуренции"; далее – закон о защите конкуренции):
"горизонтальное" соглашение (или картель), то есть соглашение конкурирующих на одном товарном рынке хозяйствующих субъектов;
"вертикальное соглашение", то есть соглашение между хозяйствующими субъектами, один из которых приобретает, а другой продает товар (п. 19 ст. 4 закона о защите конкуренции);
соглашение хозяйствующих субъектов на оптовом и/или розничном рынках электрической энергии;
иное соглашение (ФАС России расценивает критерии законности того или иного соглашения).
Еще 5-10 лет назад слово "картель" было в диковинку (законодательное закрепление этот термин получил лишь в 2011 году, с принятием Федерального закона от 6 декабря 2011 г. № 401-ФЗ). Теперь же многие юристы и предприниматели знают о картелях не понаслышке в связи с активно практикующимися ФАС России запретами на подобные антимонопольные соглашения. Как правило, участники картеля договариваются между собой относительно одного и/или нескольких из следующих пунктов: ценообразование, сфера влияния, условия продаж, регулирование объемов производства, согласование условий сбыта продукции и др.
По данным ведомства, в прошлом году было выявлено около 240 антиконкурентных соглашений, а в 2013 году – 200. Общая сумма штрафов в 2014 году составила 3,2 млрд руб. против 4 млрд руб. в 2013 году. Одним из наиболее эффективных инструментов, которые практикует ФАС России, являются выездные внеплановые проверки по заявлениям заинтересованных лиц, чьи права могли быть нарушены (например, организации, пострадавшие от антиконкурентных действий другого хозяйствующего субъекта, потребители услуг, которым компания-монополист навязывает невыгодные условия сотрудничества и др.). Только за прошлый год было проведено 39 таких проверок.
Большую часть среди выявленных антиконкурентных соглашений составляют именно картели, причем, по сведениям ФАС России, в основной своей массе они представляют собой сговор на торгах, 30% которых – это торги в сфере строительных, ремонтных работ, а также торги в сфере дорожного строительства.
Действующее законодательство выделяет пять безусловных запретов в отношении картелей:
установление или поддержание цен, скидок, надбавок и/или наценок;
повышение, снижение или поддержание цен на торгах;
раздел товарного рынка по территориальному принципу, объему продажи или покупки товаров, ассортименту товаров либо составу продавцов или покупателей (заказчиков);
сокращение или прекращение производства товаров;
отказ от заключения договоров с определенными продавцами или покупателями (заказчиками) (ч. 1 ст. 11 закона о защите конкуренции).
За нарушение этих запретов предусмотрено два вида ответственности – административная и уголовная.
Автор: Екатерина Добрикова
Антимонопольное законодательство: тенденции 2015 года
Масштабные поправки антимонопольного законодательства длятся уже несколько лет, ряд нововведений ожидает нас и в 2015 году. Планируется, что существенные изменения в сфере защиты конкуренции будут внесены так называемым четвертым антимонопольным пакетом1, положения которого активно обсуждаются сегодня на самых разных площадках.Борьба с картелями
Действующее законодательство выделяет следующие виды антиконкурентных соглашений (ст. 11 Федерального закона от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ "О защите конкуренции"; далее – закон о защите конкуренции):
"горизонтальное" соглашение (или картель), то есть соглашение конкурирующих на одном товарном рынке хозяйствующих субъектов;
"вертикальное соглашение", то есть соглашение между хозяйствующими субъектами, один из которых приобретает, а другой продает товар (п. 19 ст. 4 закона о защите конкуренции);
соглашение хозяйствующих субъектов на оптовом и/или розничном рынках электрической энергии;
иное соглашение (ФАС России расценивает критерии законности того или иного соглашения).
Еще 5-10 лет назад слово "картель" было в диковинку (законодательное закрепление этот термин получил лишь в 2011 году, с принятием Федерального закона от 6 декабря 2011 г. № 401-ФЗ). Теперь же многие юристы и предприниматели знают о картелях не понаслышке в связи с активно практикующимися ФАС России запретами на подобные антимонопольные соглашения. Как правило, участники картеля договариваются между собой относительно одного и/или нескольких из следующих пунктов: ценообразование, сфера влияния, условия продаж, регулирование объемов производства, согласование условий сбыта продукции и др.
По данным ведомства, в прошлом году было выявлено около 240 антиконкурентных соглашений, а в 2013 году – 200. Общая сумма штрафов в 2014 году составила 3,2 млрд руб. против 4 млрд руб. в 2013 году. Одним из наиболее эффективных инструментов, которые практикует ФАС России, являются выездные внеплановые проверки по заявлениям заинтересованных лиц, чьи права могли быть нарушены (например, организации, пострадавшие от антиконкурентных действий другого хозяйствующего субъекта, потребители услуг, которым компания-монополист навязывает невыгодные условия сотрудничества и др.). Только за прошлый год было проведено 39 таких проверок.
Большую часть среди выявленных антиконкурентных соглашений составляют именно картели, причем, по сведениям ФАС России, в основной своей массе они представляют собой сговор на торгах, 30% которых – это торги в сфере строительных, ремонтных работ, а также торги в сфере дорожного строительства.
Действующее законодательство выделяет пять безусловных запретов в отношении картелей:
установление или поддержание цен, скидок, надбавок и/или наценок;
повышение, снижение или поддержание цен на торгах;
раздел товарного рынка по территориальному принципу, объему продажи или покупки товаров, ассортименту товаров либо составу продавцов или покупателей (заказчиков);
сокращение или прекращение производства товаров;
отказ от заключения договоров с определенными продавцами или покупателями (заказчиками) (ч. 1 ст. 11 закона о защите конкуренции).
За нарушение этих запретов предусмотрено два вида ответственности – административная и уголовная.
Автор: Екатерина Добрикова
Позвоните нам бесплатно
Новые предложения
123.299.712 Руб
Москва 2651Сегодня 24.4.2024
Продажа Акций
217.786.000 Руб
Москва 2145Оборудование, машины
1.360.000 Руб
Грузовой тягач седельный MAN18.400 Блоги
Совет Федерации одобрил законопроект, упрощающий приватизацию имущества
Руководитель Федерального агентства по управлению государственным имуществом Вадим Яковенко принял у...
Концессии
запрос -предложение Руб
Химки 0083